Техника - молодёжи 1958-02, страница 5

Техника - молодёжи 1958-02, страница 5

Академии наук СССР и прежде всего тех организаций, которые имеют отношение к проектированию и строительству научного городка в Новосибирске

Намечаемую организацию научных работ в Сибири можно проиллюстрировать хотя бы на примере математики.

Дальнейшее развитие современной математики немьслимо, с одной стороны, без крупного вычислительного центра, с другой — без серьезной разработки теоретических, принципиальных вопросов. Поэтому в Сибирском отделении Академии наук СССР предполагается создание обоих этих направлений, тесно слитых между собою.

Вычислительный центр в Сибири будет очень мощным. Там намечено поставить четыре быстродействующие машины — две довольно сильные, две немножко послабее, с тем чтобы обеспечить потребности ие только научного городка, который, ло-аидимому, очень сильно загрузит вычислительный центр, но также и промышленности Новосибирска и, может быть, всей Сибири. В вычислительном центре предполагается организовать разработку принципов (а может быть, и рабочих конструкций) новых вычислительных и логических машин, с другой стороны, созданием кибернетических машин, на которые имеется большой спрос уже сейчас, например у хирургов и многих других работников смежных институтов. Надо сказать, что существует, напри

мер, такая аппаратура, которая по энцефалограмме, то есть по регистрации электрических токов мозга, определяет глубину наркоза и дозирует этот наркоз. Существует машина, которая расшифровывает электрокардиограмму. У нас, в Советском Союзе, таких машин пока еще нет, ио развитие кибернетики в этих направлениях должно быть очень сильным. Поэтому для решения медицинских и иных проблем рекомендовано создать в математическом институте сильную кибернетическую группу.

Кроме вычислительного центра большое значение будет уделяться некоторым областям математики. Постепенно, лет через 6—10 этот институт охватит все разнообразные кибернетические проблемы. Пока же поставлены задачи такого рода: уравнения в частных производных с многочисленными применениями в технике, функциональный анализ, теория функции комплексного переменного, может быть, еще теория относительности.

Работа математического института будет вестись в тесной связи со всеми остальными институтами. Будут проводиться расчеты для химиков. Уже есть запросы о кристаллографических работах. Для физиков будут считать всякие магнитные поля и т. п. Намечено много работы, и работы крайне интересной и важной, для развития производительных сил прекрасного Сибирского края.

ОСНОВНУЮ СТАВКУ ДЕЛАТЬ

НА МОЛОДЕЖЬ

нас чрезвычайно большая концентрация науки в Москве и Ленинграде.

С другой стороны, совершенно ясно, что большие индустриальные центры не могут развиваться и жить полноценной жизнью, если там не будет большой, настоящей науки. Поэтому не только в Сибири, но и во многих еще местах нам предстоит организовать такие научные центры.

Опыт, который сейчас делается в Сибири с организацией этого центра, исключительно важен для нас. На основании этого опыта мы должны будем развивать науку и в других центрах. Так что нужно с исключительным вниманием отнестись к этому начинанию. Не только на его пионеров, но и на нас ложится большая ответственность. От помощи и интереса к этому делу, от обстановки, которую мы создадим вокруг него, будет зависеть его успех.

Вопрос о создании науки на периферии поднимается неоднократно Первый раз вопрос этот поднимался в 30-х годах, когда Абрам Федорович Иоффе обратил внимание на то, что физика чересчур сконцентрирована в Москве и Ленинграде и что надо ее распространить по всему Советскому Союзу. Тогда было создано три новых центра — в Харькове, Свердловске и Томске. Надо сказать, что опыт этот полностью удался, в особенности в отношении Харькова. Там был создан прекрасный институт, который до сих пор по некоторым вопросам работает даже лучше, чем московские и ленинградские институты. Таким образом, оказывается вполне возможно начинать и делать институты на периферии. Неплохой институт и в Свердловске. Только в Томске,

к сожалению, не удалось пока развить дело так, как хотелось бы.

Война задержала развитие физических центров на периферии Причина этого была главным образом в том, что многих ученых из различных городов пришлось сосредоточить в центре, чтобы решить вопросы ядерной физики. Мы быстро организовали ученых и создали большую, сильную физику в Москве. Этим мы продемонстрировали свою способность быстро мобилизовать наши научные силы в нужном направлении. Самые большие проблемы, которые мы сейчас решаем, как видно, лучше американцев, мы решаем именно за счет возможности лучше организовать нашу науку. Но сейчас концентрация сил ученых в Москве имеет и свою отрицательную сторону. Надо начать бороться за развитие науки на периферии.

Что мы можем сказать о решении этой важнейшей задачи на основе опыта прежних лет?

Первое, на что следует обратить внимание, — чтобы, создавая новые научные учреждения на периферии, делать основную ставку на молодежь. Можно взять также и людей старшего поколения, но основная работа должна все же лечь на молодежь. Без энтузиазма такое дело не сделаешь, а молодежь полна энтузиазма и готова работать в гораздо более трудных условиях, лучше мирясь с временными трудностями, чем маститые академики.

Второе, что очень важно для успеха этого дела, — это необходимость

П. Л. КАПИЦА, академик

создания хорошей материальной базы, такой, как жилье, как научное оборудование в институтах, как снабжение.

Важнейшей задачей является разработка правильного плана для Сибирского отделения Академии наук СССР.

Успех нашей работы в значительной мере объясняется тем, что мы работаем не стихийно, а по плану. Благодаря тому, что мы тесно связаны с другими учреждениями, что через Академию наук мы непрерывно общаемся друг с другом, что у нас есть определенная целеустремленность в работе, мы быстро чувствуем пульс жизни страны и знаем, куда и как направить наши усилия. В этом сила социалистической науки, сила, которая очень хорошо проявляется, когда мы работаем в центре науки.

Но теперь, когда наука будет у нас в разных местах, на периферии, вопрос о плановой организации науки встанет гораздо острее. И мы должны согласовывать нашу работу в планово-идейном порядке гораздо больше, чем сейчас, для того чтобы товарищи на периферии не почувствовали себя оторванными и работали вместе с нами над теми же темами и по тем же направлениям, не дублируя наши работы. Это очень важно. Настоящая широкая плановость развития науки — важная задача наших дней.

Последнее, что мне хотелось бы сказать: мы должны создать моральные условия для ученых едущих в Сибирь. Вот что я имею эдесь в виду. И Комитет по Ленинским пре

2