Техника - молодёжи 1960-04, страница 38

Техника - молодёжи 1960-04, страница 38

РАДУГА КОСМОСА

МТО МОЖЕТ быть величественнее зрелища ночного неба, не задернутого покровом облаков:

Ученые всех веков пытались разгадать тайну космоса. Мыслитель древности Пифагор уверял, что небесные сферы звучат а своем движении. И что же: современные радиоастрономы уловили «музыку» вселенной, хотя и не столь мелодичную, как думал Пифагор. Античные поэты сочинили дивный миф об Икаре, летавшем к Солнцу на крыльях, изготовленных его отцом. А в наши дни небо бороздят искусственные спутники и планеты.

Об одном только не догадывались люди: какого цвета звезды? Мерцая на фоне иссиня-черного неба, небесные светлячки казались одинаково либо белыми, либо бледно-желтыми. Ведь свет звезд, приходящий к нам, очень слаб. Человеческий же глаз способен различать цвета лишь достаточно ярких объектов. Слабо освещенные тела он видит однотонными. Не случайно говорят, что «в темноте все кошки серы». Поэтому люди не могли различить, как выглядят туманности и звезды в их «натуральном виде».

И вот на помощь ученым пришел фотоаппарат. Советский астроном Н. П. Барабашов в 1953 году опубликовал интересные цветные снимки поверхности Луны. Калифорнийский технологический институт и подведомственные институту Карнеги обсерватории Маунт-Вильсон и Маунт-Паломар в Калифорнии (США) выпустили первые цветные снимки звездных туманностей. Некоторые фотографии были сделаны с помощью 508-сантиметрового телескопа Паломарской обсерватории.

Все эти снимки были получены в результате длительной выдержки чувствительных фотопленок, помогавшей уловить свет и краски, недоступные человеческому глазу.

Поистине волшебное зрелище представляют собою красочные изображения отдельных участков звездного неба. Сквозь тонкую пелену космической пыли светится неравномерно красным цветом туманность «Северная Америка», получившая свое название потому, что ее причудливые очертания напоминают карту североамериканского материка от Ньюфаундленда до Панамского перешейка. Слабо окрашенному свету туманности Андромеды потребовалось два миллиона лет, чтобы достичь Земли. Пояс молодых раскаленных звезд обрамляет эту туманность, излучая синий цвет. Только более древние и холодные звезды, находящиеся в центре Андромеды, отсвечивают красным.

Красные щупальца Крабовидной туманности — это светящиеся газы, подвергшиеся бомбардировке атомных частиц. А молочное сияние звезд — это свет, испускаемый быстрыми электронами в сильном магнитном поле.

На четвертой странице обложки мы поместили цветные фотографии туманностей. Радужное облако газа, выходящего из центральной звезды, окутало кольцеобразную туманность в созвездии Лиры (справа). Центральная звезда на «мече», свисающем с «пояса» Ориона (вверху), имеет неровное, неотчетливые грани. Раскаленное газовое облако, вращающееся вокруг созвездия, окружено тускло светящимся сиянием с фиолетовыми и темно-лиловыми оттенками. Синеватые тона соответствуют здесь интенсивно светящимся участкам, а красноватые — более слабо светящимся. Густо-черные места — это облака пыли, парящие перед Галактикой. Возможно, что это смешение газа и пыли приведет к рождению новых звезд.

Последняя туманность, изображенная на обложке слева, — из созвездия Лебедь. Она напоминает паутину, усеянную драгоценными камнями, и излучает красный, белый и голубой цвета. Туманность Лебедя представляет собою часть вещества звезды, взорвавшейся, по-видимому, более 50 тысяч лет тому назад. Ярко-голубые пучки возникают в местах более сильных выделений энергии, розоватые — в результате выделений энергии менее интенсивных. Некоторые белые участки — смешение красного цвета с голубым.

Какова научная ценность возможности получения цветных фотографий звезд? Пока этот вопрос подвергается изучению. Ясно лишь одно: цвет поможет выделить в кружевном узоре туманностей те части, которые имеют одну и ту же природу свечения.

Радуга вселенной не только эстетически раскрывает великолепие звездного мира. Когда-нибудь она послужит ключом для дальнейшего проникновения в его глубокие тайны.

•л. КЕЛЕР

ЦИФРЫ, ФАКТЫ

# За 1918—1919 годы • стране была сооружена 51 электрическая станция общей мощностью 3,5 тыс. кат, за 1920 и 1921 годы — 201 станция мощностью 12 тыс. кят. В течение семилетки, 1959—1965 годы, ежегодно будут вводиться в строй электростанции мощностью 10—12 млн. квт.

• В 1959 году в СССР только за один месяц выплавлялось стали

34

и добывалось нефти больше, чем а царской России за весь 1913 год.

Ш За время существования советской власти национальный доход увеличился по расчету на душу населения я 15 раз.

# За 1956—1958 годы экономия, полученная от внедрения в производство изобретений и рационализаторских предложений, составила около 24 млрд. рублей.

нови

За последнее время в арсенале средств электроники появилось много иояых приборов, не столь уже сложных по устройству, но весьма важных и любопытных по множеству возможных пркмененнй в самых различных областях науки, техники и быта. Ниже приводятся описания некоторых и я них: логат-рона, солнона и техиектроиа. Устройство этих приборов изображено на цветной вкладке.

ЛОГАТРОН-ПРИБОР ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЕЧАТИ СНИМКОЕ

Ц НАЛ ИЗ рентгенограммы требует ** большого внимания от того, кто его проводит. О. если бы все снимки были столь же «красноречивы», как показанные на вкладке цветные фотографии тканей человеческого тела, на которых выделяются темные контуры костей!

На обычной рентгенограмме ткани не видны совсем: чтобы ясно показать на ней какие-либо органы, нужно с помощью специальной жидкости сделать их непрозрачными. Если же удается сделать мягкие ткани различимыми, то тогда кости превращаются лишь в силуэты и изучение их делается невозможным. Для того чтобы наблюдать общую картину сфотографированной части тела, необходимо иметь два снимка: один, сделанный с помощью очень «твердых» рентгеновских лучей, способных показать все детали в костях, и другой — с помощью «мягких» лучей, которые задерживаются тканями настолько, что могут дать их изображение.

Каждый фотограф знает, как бывает плохо, когда на одном и том же снимке оказываются рядом участки, освещенные солнцем, и участки, на которые упала резкая тень. В этом случае получить удовлетворительный снимок невозможно. Если печатать с расчетом на получение деталей на светлых участках — все, что было в тени, становится совершенно черным; если же, наоборот, печатать так. чтобы легко было различить темные участки,— освещенные солнцем места получаются, как говорят фотографы, «творожными».

Конечно, можно попытаться выжать что-либо и из плохих снимков. Для этого при увеличении самые яркие участки изображения закрываются на некоторое время от света.