Техника - молодёжи 1960-06, страница 15

Техника - молодёжи 1960-06, страница 15

ВРЕМЕНИ

Рис. В. КАЩЕНКО

альность четвертого измерения — времени; некоторые ив них договорились даже до того, что в нем якобы живут «души умерших».

«Основанием» для подобного нелепого утверждения послужил тот факт, что современная физика рассматривает материальный мир не в трех, а в четырех измерениях. В действительности «четвертое измерение» введено лишь для облегчения решения различных теоретических и практических задач, но вовсе не потому, что мы и на самом деле живем в четырехмерном, а не в трехмерном мире.

Дополнением к трем пространственным измерениям — ширине, длине и высоте — в теорйи относительности служит не время, а произведение времени t на lct где /=|/—|— мнимая величина, ас — скорость светв в вакууме. Неотделимость времени от пространства не свидетельствует о равноправности времени с пространственными протяженностями.

В специальной литературе появилось выражение «обратимость времени». Из всех новых физических идей, проникших в популярную печать, ни одна, пожалуй, не вызывает столько домыслов и самых нелепых представлений, как вта.

В действительности здесь нет ничего невероятного. И уж, конечно, отсюда никак не следуют фантастические выводы о возможности реального изменения хода времени на обратный— скажем, для превращения стариков в цветущих юношей.

То. что называют «обратимостью времени», правильнее было бы назвать «обратимостью явлений» или «обратимостью хода процессов». «Река времени» продолжает неукоснительно течь вперед, даже если событие А, обычно вызывающее событие вдруг поменяется с ним местами, и из причины А станет следствием и будет происходить позже Б.

«Обратимость времени», допускаемая теоретически, исключается. как правило, в процессах, происходящих в природе. Реальное время явным образом необратимо.

Недавно ленинградский астрофизик профессор Н. А. Козырев, автор ряда важных открытий в области астрономии, опубликовал свою гипотезу, в которой использовал факт необратимости времени для создания новой так называемой асимметричной, или причинной, механики. Рассказывая об этой ги

потезе, мы договорились, что «не беремся судить об истинности или ошибочности теории». Мы призвали «специалистов — физиков и астрофизиков, а также философов... высказаться по поводу новой гипотезы времени». Три физика: академики А. А. Арцимовнч, П. Л, Капица и И. Е. Тамм — выступили на страницах «Правды» (22 ноября 1959 г.) с резкой критикой гипотезы Н. А. Козырева.

В письмах, поступивших в нашу редакцию, многие читатели также критиковали гипотезу «причинной механики»; другие вставали на ее защиту Во всяком случае, существование споров вокруг вопросов, связанных со временем, в известном смысле отражает стремление постичь природу времени.

Интересной является гипотеза «атомов времени».

Впервые гипотеза о прерывности времени, а затем и пустого пространства — вакуума была выдвинута в связи с квантовой теорией. Французский математик Анри Пуанкаре писал в своем произведении «Последние мысли»:

«...Мы приходим таким образом к прерывному течению времени, к атому времени».

Ту же идею высказывал и известный английский физик рубежа последних двух столетий Дж. Томсон. За атом времени он предложил принять конечный промежуток времени порядка ин®.

Наряду с Дж. Томсоном другие авторы убеждали признать существование кванта времени порядка 10~~я — 10 ~24 сек.

В 1930 году советские ученые В. А. Амбарцумян и Д. Д. Иваненко высказали ряд соображений в пользу введения квантованного пространства, прерывистости времени и ряда других физических величин. Высказывался в пользу гипотезы о квантах времени и И. £. Тамм.

Пока гипотеза о квантах времени не получила подтверждения. Сегодня она не более как догадка, которая может и не подтвердиться. Окончательное суждение о новых гипотезах времени должно быть отложено до будущего.

Но штурм самой неприступной цитадели природы начался, время стало объектом исследования ученых — и в втом главное значение новых гипотез о свойствах времени.

удлинения одних и тех же единиц времени представляется ему диковинной и необычной.

КОГДА ЗЕМЛЯ ПАДАЕТ НА РАКЕТУ.-

—А нет ли противоречия в примере с космонавтом, отставшим в возрасте от собственного сына, с другой точкой зрения?—может спросить нас вдумчивый читатель.—В физике есть принцип относительности, который говорит, что любое равномерно и прямолинейно движущееся тело можно считать покоящимся, а то тело, которое мы принимали за неподвижное, рассматривать прямолинейно и равномерно движущимся. Воспользуемся этим принципом и будем считать космический корабль покоящимся, а Землю — движущейся относительно него. В таком случае уже не на корабле, а на Земле будет наблюдаться замедление процессов. Значит, сын будет расти медленнее, а не быстрее, и он будет не обгонять отца годами, а еще больше отставать л. от него. Какая же мер- Щ- Jjte тина правильнее: та, " ™ которую вы изобрази- ^^ ли, или эта? ^^г— ■ ---.

и о о о Ч

На это можно отве- 1 ^^^ ' ^^^^

тить так:

— Обе картины правильны, но только в том случае, если взаимное движение космического корабля и Земли друг относительно друта остается неизменно равномерным и пря

молинейным. Но таково ли это движение? Нет. Действительно, во время старта с Земли корабль двигался ускоренно. А вблизи звезды Веги путешественники, чтобы вернуться не Землю, должны затормозить свой корабль, повернуть его по направлению к нашей планете, а затем снова разогнать до скорости, близкой к скорости света.

— Что нас вдруг прижало к стенке?

— Поле тяготения, — ответил первый космонавт в межпланетном пространстве.

— Сила инерции, результат поворота корабля, — возразил второй космонавт.

Самое интересное, что ни тот, ни другой не могли опровергнуть точку зрения своего соСедо. Принцип акаиааленгносги общей теории относительности говорит, что силы инерции нельзя отличить от поля тяготения.