Техника - молодёжи 1962-05, страница 42совершенно необычной, завораживающе красивой и очень ритмичной. Казалось, что музыка следует за каждым даже незначительным движением балерины. Самое любопытное было то, что оркестра не было видно и музыка, казалось, шла к слушателям со всех сторон — из мягко-голубых стен, ослепительно-белого потолка и из-под пола. Вслед эа музыкой в зал с эстрады заструился поток цветного света. Цвета были мягкие, воздушные, легко переходили от одного участка спектра к другому и расходились, подобно волнам, от танцующей женщины. «Шиманский!» — мелькнуло у меня в голове. Воспоминания о полузабытых впечатлениях обрушились на меня с первым же потоком запахов. Однако теперь запахи были очень приятными. Они немного кружили голову и напоминали то запах хвойного леса, то солоноватый запах отдыхающего, лазоревого моря... Сделав прощальный пируэт, балерина остановилась. Мягко, как бы оттесненные взрывом аплодисментов, покинули зал звуки, цвета и запахи. Я взглянул на эстраду — и замер от изумления: на эстраде стоял.,. Михаил. Я часто вспоминал происшествие в дом* Шиманского, но никогда мой разум не мог примириться с его реальностью. Воспоминания приходили ■ форме полузабытых страниц какой-то нелепо-фантастической книги. И вдруг... — ...Идея цветомузыки, — донесся до меня голос Михаила, — то есть идея объединения, синтеза цветовых и музыкальных форм, была впервые высказана еще известным русским композитором Скрябиным. Соединение же цветомузыки с балетом и запахом открывает новые, интересные и до сих пор не использованные возможности... На Михаиле был черный, хорошо отутюженный фрак. Усы были аккуратно подстрижены, а волосы тщательно уложены. И все же это был тот самый Михаил, с которым я познакомился несколько лет тому назад. — Вторая половина XIX века, — продолжал Михаил,— ознаменовалась вторжением науки и техники в искусство. Вторжение это родило кинематограф, художественную фотографию, а позднее — электронную музыку. Искусство все более и более становилось синтетическим и всеохватывающим. Кинематограф дает нам синтетическое искусство конкретных обрезов, адресованных главным образом к нашему разуму. Кинематограф — это синтез на основе литературы, драматургии. Я ж* задался целью создать синтетическое искусство на основе музыки, на основ* отвлеченных образов, адресованных в первую очередь к нашим чувствам, к нашему воображению... Я не мог усидеть на месте. Все смешалось в моей голове, в моем сердце. Я тщетно пытался найти какие-то связи между тем, что было в доме Шиманского, и тем, что происходило сейчас. Наконец я не выдержал, встал и, не ответив на удивленный взгляд своего друга, быстро пошел к выходу. Мне казалось, что Михаил узнал меня, что он смотрит на меня, говорит только для меня одного, и его слова почти с физической болью впивались мне в спину,., Я не помню, как спустился с лестницы, как очутился на улице. Мягкий осенний вечер почти тотчас жэ успокоил меня. И я не пожалел о том, что, не досидев до конца, вышел на свежий воздух... Советские космонавты — открыватели трасс вселенной — читателям нашего журнала I . В добрый час, молодые! ... 2 А. Шибанов, инж. — Космос диктует новые формы кораблей 2 Л. Замятина — Скульптор-авиатор ..........4 А. Антонович — Шофер-скульптор ..........Л Ю. Рыбчинский — Хозяин учится считать.........6 Любителям цветного телевидения 7 Нейтроны прощупывают недра земли.........8 Э. Семин, инж. — Турбина отказывается от лопаток . . . ХО СОДЕРЖАН ИЕ В. Приходько — Ленинской «Правде» — 50 лет......IX И. Лада — Города в открытом океане...........12 М. Рихтврман — Стихи . . . . 13 Пионерии — 40 лет.....Х4 В. Октябре* и К. Лаков — Работают кристаллы.....16 М. Бвлорусец, инж. — Как делается календарь......18 В. Щербаков, инж. — Антенны радаров смотрят вниз ... 19 Хочу здесь жить ....... 2U О. Карышев — Грузовик с пятью кузовами.......22 Механизированный мир. Малую химию — в быт.....23 Вскрывая конверты.......24 А. Шумилов — Тайна шифра 26 A. Кондратов — Рождение одной идеи.........28 Знаете ли вы, что........31 Вокруг земного шара .... 32 B. Ватов, инж. — Мюон — загад ка микромира......34 Однажды.........36 В. Марии — Сиреневая токката махаона........37 Обложка художников: 1-я стр. — А. ЗАЙЦЕВА, 2-я И 3-я стр. — А. ШУМИЛИНА, 4-я стр. — В. КОВЕН АДСКОГО. t Главный редактор В. Д. ЗАХАРЧЕНКО Редколлегия: М. Г. АНАНЬЕВ, К. А. ВОРИН, В. В. Г0ЛУБ0ВСКИИ, К. А. ГЛАДКОВ, В. В. ГЛУХОВ, П. И. ЗАХАРЧЕНКО, Я. 3. К03И-ЧЕЙ; О. С. ЛУПАНДИН, В. Г. МАВРОДИАДИ, И. Л. МИТРАКОВ, В. Д. ПЕКЕЛИС (заместитель главного редактора), А. Н. ПОБЕДИН-_СКИИГ Г. И. ПОКРОВСКИЙ, И. Г. ШАРОВ, Н. М. ЭМАНУЭЛЬ._ Адрес редакции; Москва, А-30, Сущевская, 21. Тел. Д1-15-00, доб. 4-66; Д1-86-41; Д1-08-01 Рукописи не возвращаются Художественный редактор Ю. Макаренко Технический редактор М. Шленская Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» I —— MI mi I .... | — T04486. Подписано к печати 20/IV 1962 г. Бумага 61 у 02'/». Печ. л. 5,5 (5,5). Уч.-изд. л. 9,3. Заказ 489. Тираж 600 000 экз. Цена 20 коп. С набора типографии «Красное знамя» отпечатано в Первой Образцовой типографии имени А. А. Жданова Московского городского совнархоза. Москва, Ж-54, Валовая, 28. Заказ 28X3. Обложка отпечатана в типографии «Красное знамя». Москва. А-30. Сущевская, 2Х. АНТЕННЫ „ЛОВЯТ" ИНЖЕНЕРЫ-РЕМОНТНИКИ СТАВЯТ ДИАГНОЗ В ПОИСКАХ ИСЧЕЗНУВШИХ Г01 |