Техника - молодёжи 1963-09, страница 6

Техника - молодёжи 1963-09, страница 6

• СТИХОТВОРЕНИЕ НОМЕРА «

Юрий ПАНКРАТОВ

МИР БУДЕТ ВЕЧНО МОЛОДЫМ!

I

Раскаты холодного грома — Я требую небо к ответу... В столовой аэродрома Неторопливо, как дома, Атлет уплетает котлету, ...Машина готова к отлету. И я по примеру пилота Жую, ожидая полета:

А рядом копается ■ сумке

ёевчонка в коричневой шубке, й летчик шепнул ради шутки, Что мы полетим через сутки. Но черные окна светают, Бледнеет полночная Вега. И наша машина взлетает, Как птица, почти без разбега.

II

Простора яркая палитра Глядит в космические дали, И открывается полмира В движенье реактивном стали. Блестит и тает, кан вискоза, Летит, как пыль из-под подков, В багряном зареве восхода Гряда холодных облаков.

И с одобрения рассвета Над ровной пахотой полей В зенит нацелены ракеты Пирамидальных тополей.

Ill

Гляди: земля заклокотала, И звезды стали далеки, Как круглый кратер Кракатау, Спуск в атомные рудники.

Столбов живая колоннада* ~ А над колоннами опор За эстакадой эстакада. За транспортером транспортер.

Здесь сердце трогает тревога — Скала нависла, как карниз. Здесь вниз спускается дорога. Срывается дорога вниз. Дорога, делая карьеру, ,

Во весь немыслимый карьер, Подобно срочному курьеру, Летит в урановый карьер.

очень жесткие. Расчеты показывают, что корабль должен войти в атмосферу под углом не меньшим 5—6° и не большим 7—9°. Только двигаясь по »тим траекториям, космический корабль успеет сбросить весь излишек своей кинетической энергии заодно прохождение сквозь земную атмосферу. При •том перегрузки и нагрев корабля нигде не превысят дозволенной величины.

Ширина «коридора» зависит от многих факторов: от конструкции космического корабля и, следовательно, от допустимых для него перегрузок и перегрева, от скорости. Если наибольшая допустимая перегрузка для ракеты • 10 раз превышает ускорение силы тяжести, то расчетная ширина «коридора» составляет только 13 км1 И даже при перегрузке вдвое большей его ширина достигает «сего 32 км.

Для космического корабля, ' который возвращается от границ солнечной системы со скоростью около 16 км/сек, ширина «коридора» • 2,5 раза меньше, чем для корабля, совершавшего полет в район Луны и имеющего скорость в 11 км/сек. Перефразируя древнюю пословицу, можно сказать, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем попасть * «коридор безопасного входа».

Такие жесткие рамки приземления приводят некоторых зарубежных специалистов к пессимистическому выводу, что существующие системы управления космическими ракетами и даже предполагаемые системы управления ближайшего будущего не обеспечат требуемой точности. Трудно согласиться с этими безнадежными прогнозами, ведь буквально каждый день приносит нам новые научные открытия и технические достижения, опережающие порою даже мечты фантастов.

У каждой из планет существует свой «коридор безопасного входа», зависящий от физических и химических свойств окружающей ее атмосферы. От того, насколько хорошо космонавты знают этот своеобразный пароль, зависит успех межпланетной экспедиции. У какой же планеты «коридор» наиболее широкий и посадка, таким образом, окажется наиболее легкой?

Ученые предполагают, что плотность атмосферы Венеры не ниже плотности атмосферы Земли. Эти планеты имеют приблизительно одинаковую ширину «коридора». По сравнению с ними атмосфера Марса разрежена гораздо больше. Казалось бы, это обстоятельство должно существенно облегчить посадку на Марс. Но у него мала силе тяжести, и плотность атмосферы очень слабо изменяется с высотой. Поэтому, несмотря на разреженность, уже на высоте 24 км плотность марсианской атмосферы уравнивается с земной, а выше даже превосходит ее. Поэтому «коридор» у Марса ненамного шире, чем у Земли и Венеры. У планеты-гиганта Юпитере «коридор» настолько

Таи выглядит воображаемый «коридор безопасного входа» в земную атмосферу. Сели космический корабль «не угадает» и пройдет выше «коридора», время, необходимое для посадки, сильно увеличится! так нам кораблю придется сделать несколько оборотов вокруг Земли. Если же он не дотянет до «коридора», ему угрожает чрезвычайно высокая температура, вознииающая при резком торможении ■ плотных слоях атмосферы.

узок, что от будущих космонавтов потребуется ювелирное искусство, чтобы правильно войти в атмосферу этой планеты. А «от у Титана, спутника планеты Сатурн, наоборот, настолько широк, что включает в себя все возможные траектории подхода.

Если ошибся дверью...

Представим себе, что из-за неточности е системе управления космический корабль вошел в атмосферу ниже «коридора». Траектория кажется угрожающе крутой, нарастают перегрузки, температура через несколько минут достигнет такой величины, когда обшивка... И в этот критический момент из корпуса корабля выбрасываются крылья. Корабль подхватывает мощная аэродинамическая подъемная сила, он взмывает вверх и попедеет в спасительное пространство. Крылья убираются. Если же космический корабль вошел в атмосферу выше «коридора», достаточно развернуть специальные перевернутые крылья, которые исправят положение. В отличие от обычных эти «крылья наоборот» имеют подъемную силу, действующую вниз. Она и втолкнет корабль в зону «коридора». яПерелет» можно ликвидировать и другим способом. Для этого достаточно привести е действие какое-нибудь устройство, увеличивающее силу сопротивления воздушных слоев, например раздвижной металлический зонт. Из-за резко возросшего сопротивления скорость ракеты сразу упадет, и она уже не сможет выйти еще раз в космическое пространство. Правда, при этом экипаж будет испытывать в течение нескольких минут максимальные перегрузки.

Для космических кораблей, снебжен-ных крыльями, границы «коридора безопасного входа» раздвигаются. При допустимой перегрузке, • 10 раз превышающей ускорение силы тяжести, его ширина увеличивается до 70 км. А при вдвое большей допустимой перегрузке возрастает до 168 километров I Уже существующие системы управления могут обеспечить ракетам такую точность приземления. Считают, что использование выдвижных крыльев позволит космонавтам прибегнуть даже к ручному управлению на близких подступах к планетам,

Вероятно, космические «коридоры» не последнее из условий безопасных полетов в космосе. Приятно сознавать, что теперь, образно говоря, один за другим убираются камни с дороги • космос. И это распознавание и преодоление преград происходит не только теоретически, на бумаге, но и практически — за штурвалами советских космических кораблей.

На диаграмме внизу показаны числовые характеристики космического «кори-

Д°5бл«сть 1 — область полета самолетов, 1 — область, где центробежных и подъемных сил оказывается недостаточно, чтобы удержать аппарат в полете, Э — область «недолета», то есть область высоких температур и нагрузок, 4 — область «перелета» — корабль уходит ив атмосферы.

Здесь жизни будущий полет — Начало звездного порога, Здесь в толще каменных пород Рожденье атомного бога.

При свете утренней зари, Летящий в пламени

циклонов,

Отец титанов

, и циклопов Уран — бог неба,

сын Земли!

IV

О излучение урана, Твоя мгновенная гроза, Как изречение тирана — Его холодные глаза.

О излучение урана, Я находил твои следы В зеленых крапинках слюды, Как извлечение коралла Из фиолетовой воды.

Твое губительное пламя Способно небо разорвать, Но всю планету в то же время Ты можешь преобразовать. Не станет мир туманом млечным. Не вспыхнет катастрофы дым. Мир вечно будет человечным И вечно будет молодым!