Техника - молодёжи 1963-10, страница 17

Техника - молодёжи 1963-10, страница 17

У. Биб первым опустился » батисфере на дно Атлантического океана у Бермудских островов на 900 м, а затем О. Бартон * заливе СентеЖрус ш Тихом океен* на 1 400 м. Им открылась неведомая жизнь моря. Невиданные животные, удивительные растения... даже на этих сравнительно небольших глубинах, А что же скрывает самая глубокая впадина мира — Марианская?.. До нев оставалось еще 10 км. Казалось, потребуется затратить слишком много времени и сил, чтобы достичь ее дна, Но прошло немногим более десяти лет, и один из последних глубоководных рубежей был взят.

Этой, без сомнения, величайшей победе человеческого разума мы обязаны труду швейцарского ученого Огюста Пикара. Пикар ~~ геофизик. Его труды посвящены изучению стратосферы, движения ледников и регистрации землетрясений. Приборы, изобретенные Пикаром, до сих пор используются как а сейсмологии, так и е глациологии. Незадолго перед второй мировой войной новое увлечение захватило профессора Пикара. Он начал конструировать модели аппаратов для сверхглубоких погружений.

Летом 1948 года со стапелей ТулонскоЙ судоверфи была спущена первая модель батискафа, а некоторое аремя спустя вблизи порта Дакар у Зеленого мыса Африканского материка произведено первое пробное погружение — на глубину 1 600 м. Но самое главное заключалось е том, что асе узлы судна, созданного Пикаром, были так продуманы, что в дальнейшем нужно было, лишь реконструироааа источники энергии, постараться найти конструкцию! отвечающую новому замыслу.

Самым надежным помощником во всех делах профессора был его сын. Вместе с отцом он принимал участие а переделке «ФНРС-2» а «ФНРС-3», Эти два батискафа и начали планомерное исследование морских глубин.

Где граница жмени?

Прежде всего ученых интересовала фауна моря. Раньше существовало мнение, что я глубоких водах океанов нет живых существ. Рассчитывалось давление на больших глубинах, количество анергии солнца, достигавшей этих глубин, количество кислорода. Все доводы были за то, что на глубине нескольких километров вряд ли возможна жизнь. И действительно, еще водолазы заметили, что с погружением а море изменяется растительность, а вместе с ней и животный мир, и чем глубже, тем беднее жизнь. Правда, бывали случаи, когда море выкидывало каких-то диковинных животных—плоских, безглазых, нередко лишенных плавников. Все они были какого-то сероватого цвета. Но мало кто верил рассказам моряков об зтих загадочных организмах.

Страсть к познанию, желание проникнуть а тайны моря, эта «аппассионата моря», как говорит Жак Пикар, влекла ученых к неведомому. На глубине 2000 м электрический луч батискафа выхватывал из мрака морской ночи яркие цвета и невиданных жиаотных. Там, а глубине, они не были бес-щетны. Нет, их тело сверкало и играло такими красками, что лишь за один взгляд на них можно было отдать годы работы, потратить бессонные ночи и преодолеть страх гибели. Перед глазом иллюминатора проплывали плотоядные рыбы, на глубине 2100 м ученые увидели прозрачную медуау, светившуюся изнутри желто-розовым светом. Еще 100 м вниз.

Два громадных глаза уставились на батискаф, еле шевелятся длинные'плети щупалец, расположенных в ряд на спине, тупая морда с толстыми губами и лучезарная антенна на голове. Взмах хвоста — и видение исчезает. Что это7 Неужели тот самый «дьявол моря», наводивший ужас на моряков и ловцов жемчуга? Проходит немного времени^ и еще более величественное зрелище возникает перед исследователями: громадный красный осьминог-ерхитейтис На глубина 2 300 м он проплыл перед иллюминатором, вызвав настоящий страх у бесстрашных людей своими гигантскими щупальцами.

Нет, километры глубин не убивали жизнь.

Вотречи на глубина В км

Максимальная глубина, на которую опускались батискафы «ФНРС-2» и «ФНРС-3», была не многим более 3 км. Исследователи с помощью зтих аппаратов принесли науке ценные сведения о новых формах растений и животных. Батискафы помогли изучить и характер дна моря, Конечно, сейчас, когда во всем мире было совершено еще очень немного погружений, во всяком случае меньше ста, трудно судить о всех сторонах использования батискафов. Очевидно одно. Сколь бы ни было важно само по себе изучение флоры и фауны, как с чисто теоретической, так и с практической точек зрения, область применения батискафов должна быть значительно шире. Для примера можно сослаться хотя бы на упоминаемые Жаком Пикаром проблемы загрязнений морских и озерных аод и исследования подводных и глубоководных течений. Однако единичные погружения могут дать только приблизительный ответ не эти вопросы, а для массовых исследований необходимы целые флоты глубоководных кораблей.

Еще шли погружения «ФНРС-2» и «ФНРС-3», а Огюст и Жак Пикары уже снова склонялись над чертежами нового, более глубоководного варианта батискафа. Тогда же родилось и гордое имя «Триест» в честь героического городе. Конструкция батискафа велась с таким расчетом, чтобы его

Батискаф профессора Пикара: 1 — башенная надстройка наподобие имеющихся на подводной лодке; 2 — помещение для батарей и меха-низмов управления; 3— соединительная трубка; 4 — движущий мотор с небольшим судовым винтом; 5 — цистерна с бензином; 6 — бенлин; 7 — морская вода; 8 — балласт иа железных шаров; 9 — вход; 10 — окно; // — кабина для исследователей; 12 — толстостенный шар; 13 — отверстие для входа и выхода шабортной воды.

можно было использовать на глубинах, которые в то время казались фантастическими — 5 тыс. м.

5 тысяч, а может... Уже тогда отец и сын мечтали о значительно большем. Их притягивала к себе бездонная глубина Марианской впадины. Сколько раз рука то одного, то другого упиралась на карте в этот маленький архипелаг с отметкой 11 500 м на пятнышке геммо-сниего цвета! И каждый раз а сердце возникало щемящее чувство, знакомое каждому исследователю. Страсть... аппассионата. Прошло девять лет, прежде чем Жак Пикар сознался, что эта страсть прибавляла силы и убеленному сединами ученому и еще только вступающему иа суровый путь исследователя его сыну.

До 1957 года батискаф совершил около 25 погружений. Осенью 1957 года его перевезли а Америку, и на следующий год ученые принялись за исследования глубин Тихого океана у берегов Калифорнии вблизи Сан-Диего.

И вот, наконец, в ноябре 1959 года началось погружение на глубину 5 тыс. м. В кабине корабля находились Жак Пикар и А. Речницер. Перед глазами ученых проплывали картины из неведомых миров! диковинные растения, животные. Вот на глубине около 2 тыс. м снова появилось безобразное тело кровавого осьминога. Указатель глубиномера отсчиты-

at

13