Техника - молодёжи 1964-02, страница 10

Техника - молодёжи 1964-02, страница 10

Вот что осталось от современного отеля после десятибалльного агадирского землетрясения.

зон энергии — от коротенькой вспышки единственной лампочки до четверти годовой выработки электроэнергии в Советском Союзе!

И вот когда американцы Гутенберг и Рихтер, а вслед за ними советские сейсмологи под руководством члена-корреспондента АН СССР Ю. В. Ризниченко разложили землетрясения по энергетическим полочкам, получилась удивительная картина. На логарифмическом графике точки, обозначающие землетрясения с энергией 10°, 10'°, 10" и так далее джоулей, легли на одну прямую!

В сейсмической зоне в течение года отмечается 100 слабых сотрясений с энергией 108 дж, 30 толчков в 109 дж, 10 землетрясений в 10'° дж... Продолжая прямую линию на графике, мы можем предсказать, что вот-вот случится землетрясение с энергией 1012 дж, один раз в 10 лет произойдет толчок в 10й дж или раз я столетие — с энергией 1016 дж... Стоп! Мы шагнули в еще неизведанную область. График дает нам соотношение между частотой повторяемости толчков разной силы. Но он умалчивает о том, какой энергией будет обладать самое сильное землетрясение этой зоны. Вот почему в правой части рисунка четкая прямая линия сменяется неуверенным пунктиром.

А как же красивые рыбки в японском аквариуме, беспокоящиеся перед землетрясением? А как же тревога собак и кошек и все прочие приметы, о которых всегда вспоминают после землетрясения, но никогда перед ним? В том-то и дело, что никакой однозначной связи между явлениями в психике животных и сильными землетрясениями пока достоверно не установлено. Нужно искать другие пути. И такие пути есть!

Деревянные конструкции перед тем, как сломаться, трещат. Потрескивания слышны и в шахтах перед горным ударом. Может быть, начать отсюда? К сожалению, специальные акустические исследования не дали обнадеживающих результатов. Пришлось обратиться к изучению всей толщи, где накапливается избыточная энергия грядущей катастрофы. Объем крупного сейсмического очага велик: по данным М. В. Гзовского, для землетрясений с энергией свыше 1018 дж он может достигать добрых 100 тыс. км3. Это зона шириной в несколько километров, длиной в десятки, а глубиной в 20—40 км

Под действием постепенно возрастающих напряжений горные породы в этом объеме медленно меняют свои свойства. В частности, что очень важно, меняется скорость распространения через эту зону упругих колебаний от взрывов или слабых землетрясений. Это было установлено самыми последними работами замечательного коллектива Комплексной сейсмологической экспедиции Института физики Земли. Так что в будущем опасные зоны станут внимательно простукиваться искусственными взрывами-землетрясениями и прослушиваться приборами.

большее—появится трещина в стене. При 7 баллах уже могут рухнуть печные трубы. 9 баллов грозят разрушением даже капитальным каменным постройкам.

Геологические наблюдения, дополненные сведениями о частоте и силе землетрясений прошлого, служат основой для прогноза сейсмической опасности. На карте сейсмического районирования каждая зона помечена числом баллов. Например, район Гарма в Таджикистане отнесен к девятибалльной зоне. Разумеется, здесь возможны и более слабые землетрясения. И чем слабее, тем они чаще. Например, семибалльное землетрясение произойдет наверняка. Но вот...

...Когда?

НА КАКИЕ ТОЛЬКО УХИЩРЕНИЯ не пускались ученые, чтобы уловить закономерности я появлении землетрясений! Какие только периоды не отыскивались в хаосе многолетних сейсмических событий! Устанавливали связь и с фазами Луны, и со сменой времен года, и с одиннадцатилетним циклом солнечной активности, и с дождями, и с ветром. Целиком отрицать многие из этих влияний неразумно, какая-то зависимость тут, безусловно, есть. Ведь подготовка сильных землетрясений длится многие десятилетия. А когда возникает состояние крайней неустойчивости, любая внешняя причина, даже весьма незначительный толчок, может сыграть роль «спускового крючка» Последней каплей, переполняющей чашу энергии земных недр, может оказаться бурно выпавший ливень. Поэтому все случайные факторы, несомненно, в будущем придется учитывать. А пока... Пока идут дожди, дважды в день волны земных приливов вздымают на полметра земную кору, а последовательность подземных толчков упорно отказывается подчиняться навязываемым ей законам. И не удивительно: внешние воздействия слишком слабы по сравнению с внутренней энергией недр. Так что закономерности искать нужно именно там, а недрах Земли.

Еще десять-пятнадцать лет назад все землетрясения валили в один котел — мощные и слабосильные, большие и маленькие. А диапазон энергий у них поистине необъятен. Слабенькие спазмы коры, регистрируемые чувствительнейшими приборами в двух шагах от сейсмической станции, характеризуются энергией в 102—103 дж. Более сильный, но тоже в общем-то едва ощутимый трепет земных толщ с глубиной очага около 10 км выделяет уже 109—10'° дж. А при грандиозных мировых катастрофах, когда вся Земля ходит ходуном и гудит неслышимым звуком, подобно колоколу, освобождается невообразимо громадная энергия — Ю'МО'» дж —около 100 млрд. квт-ч! Таков диапа-

ЗИЕРГИЯ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ

Г рафик повторяемости позволяет предвидеть чистоту грядущих землетрясений, а) Запись очень слабого землетрясения прибором с увеличением в 100 тыс раз. б) Запись сильного землетрясения прибором с уменьшением в 2 раза