Техника - молодёжи 1964-11, страница 4

Техника - молодёжи 1964-11, страница 4

ЭЛЕ

Г. ФЛЕРОВ, член-корреспондент АН СССР

ТРИ ПУТИ

не хочется сравнить эпоху, открывшуюся несколько лет тому назад в ядерной физике, с эрой великих географических открытий. В самом деле, путешественники открывали а то время неизвестные страны, которые тогда так щедро были рассыпаны на карте Земли. А теперь физики добавляют новые элементы, новые изотопы элементов существующих, расширяя таким образом своеобразную «карту» атомов.

Синтезом ядер ученые начали заниматься еще с сороковых годов. Метод, ■которым они пользовались в то время, метод, ныне ставший классическим, — присоединение нейтронов. Ядро тяжелого элемента, поглотив нейтрон, может стать бета-активным. После вылета электрона, частицы с отрицательным единичным зарядом, появляется новое ядро с атомным номером, большим на единицу. Таким образом, мы передвинемся в таблице элементов Менделеева на одну клетку вправо.

Если подобный распад и не состоится, все равно перед нами окажется новый изотоп.

Первые реакции такого рода шли в ядерных реакторах. Так были созданы нептуний, плутоний и другие заурановые элементы. А синтез тяжелых изотрпов был произведен в ядерных взрывах, когда превращение ядер происходит а горниле чудовищной цепной реакции. Именно подобным образом получены элементы 99-й и 100-й.

Но, по сути дела, это тот же захват нейтронов. Присоединением к ядрам этих нейтральных частиц можно получить элементы лишь до сотого номера включительно. Чтобы следовать по таблице дальше, нужен иной, третий путь, В качестве ядерных снарядов придется применять заряженные частицы — ионы. Этот путь мы и выбрали,

В 1954 году наша малочисленная тогда группа начала первые эксперименты на полутораметровом циклотроне Института атомной энергии, который носит теперь имя И. В. Курчатова. В ту пору сам Игорь Васильевич с энтузиазмом поддерживал наши начинания.

Но для этого циклотрона довольно быстро наступил предел. Правда, нам удалось практически одновременно с американцами синтезировать нобелий — 102-й элемент. Однако дальше дело не пошло.

Тогда мы приступили к строительству поистине уникального ускорителя многозарядных ионов. Он дает пучок раз в двадцать мощнее, чем любой другой ускоритель многозарядных ионов в мире.

В принципе это классический циклический ускоритель, в котором ускоряемые частицы под действием магнитного поля и высокой частоты проходят долгий спиралеобразный путь внутри циклотрона. Обычно таким образом ускоряются протоны или в крайнем случае альфа-частицы, то есть частицы с зарядом 1 и 2, с массовым числом 1 и 4. А мы собирались работать с ионами неона, кислорода, то есть с элементами, занимающими восьмую и десятую клетки таблицы. Скачок по массе и по заряду в пять раз. Естественно, что сконструировать и запустить такой мощный циклотрон было не так просто.

Но нам было ясно, что путь к синтезу зафермиевых элементов лежит именно здесь.

ИСПЫТАТЕЛЬ МОДЕЛИРУЕТ КАТАСТРОФУ

КТО ОТКРЫЛ КИБАЛЬЧИЧА?

Снова человек в колбе

ПОВЕРХНОСТНАЯ ВОЛНА —

РАДИОГОНЕЦ БУДУЩЕГО

РОЖДАЕТСЯ НАУКА

О ЦВЕТЕ И ОБЪЕМНОСТИ...