Техника - молодёжи 1964-11, страница 43

Техника - молодёжи 1964-11, страница 43

тклнггонм—

ЯЗЫК ХИМИЧЕСКИХ СИГНАЛОВ л11141 и a a1чм1 at а...

а 1л о <ihb;uii;a?

И. БАРКАЛОВ, кандидат химических наук

«КАК СИЛЬНО ПАХНЕТ ПОЛЫНЬ НА МЕЖАХ!» — ВОСТОРГАЛСЯ И. С. ТУРГЕНЕВ. А ЧТО ЗНАЧИТ ГЛАГОЛ «ПАХНЕТ»! И КАК ПОНИМАТЬ НАРЕЧИЕ «СИЛЬНО»! ИНЫМИ СЛОВАМИ, КАКАЯ ФИЗИКА СТОИТ ЗА ЛИРИКОИ ЗАПАХОВ!

3

рение. Слух. Осязание. Вкус. Обоняние. Наши чувства,

Расположенные «по ранжиру». На первом месте зрение, а последнем — обоняние. Такой порядок их перечисления не случаен.

Что воспринимает ГЛАЗ? Свет. Его мощность измеряется в люменах, яркость в стильбах. Цвет определяется спеитраль-ным составом излучения. Что воспринимает УХО? Звук. Его громкость исчисляется в децибелах. Высота, тембр, вид созвучия — все это строго описывается языком точной науки — акустики. КОЖА? Стоп! Дойдя до осязания, мы уже сталкиваемся с некоторыми трудностями. В самом деле, как выразить с помощью уравнении шероховатость кирпича или глянцевитость стекла, жаркую сухость африканского самума или влажную прохладу тихооиеаиского муссона?

Но если раздражение, возникающее при ощупывании предмета, еще как-то, с грехом пополам, быть может, и удастся свести к процессам трения и теплопередачи, а болевое восприятие от укола — к давлению игольного острия на кожу, то как оценить сигналы, поступающие в мозг от ложки супа? Или от флакончииа с духами?

Разумеется, наибольшую часть информации об окружающем нас мире мы впитываем глазами, в меньшей степени — ушами и кожей. Что уж и говорить тогда о языке или носе? Но «мы» — это люди. А другие представители царства животных?

Широко известны опыты, когда кошки воспитывали крысят. Просто потому, что благодаря ухищрениям экспериментатора подкидыши пахли так же, как и родные кошкины отпрыски. И действительно, обоняние играет куда более важную роль, чем зрение, почти у всех млекопитающих. Даже у рыб и насекомых.

Многие рыбы, будучи лишены органов зрения, легко находят себе еду, распознают друзей и врагов.

Вылупившись из икринки в пресной воде небольшого ручья, молодой лосось рано или поздно опускается вниз по течению в море. Там, вдали от родины, он живет годами. Но приходит время, и повзрослевшая рыба возвращается восвояси. 8 ту же реку. И в тот же самый ее приток, откуда она пустилась в свою «подводную одиссею».

Пробы воды, взятые из разных мест реки, отличаются химическим составом. А следовательно, и запахом. Оно и понятно: геологическое строение речного ложа, его растительность изменяются довольно заметно даже на небольших расстояниях. В то же время доказано, что лососям с поврежденными обонятельными рецепторами «тоска по родине» не свойственна. Вывод один: рыба обладает памятью на запахи и использует ее в своих путешествиях.

Знаменитый австрийсиий естествоиспытатель К, Фриш приводит интересную сценку из пестрой коллекции своих наблюдений. У пескаря была повреждена иголиой кожа. Как только «премудрый» присоединился к стае, его сородичи в панике шарахнулись в разные стороны. Сначала они робно попрятались на дно, затем собрались вместе и предусмотрительно ушли в более глубокие воды посередине озера. Несколько дней подряд перепуганные насмерть рыбешки соблюдали ирайнюю осторожность. И лишь после повторных кормлений снова осмелели.

Мог ли поцарапанный песиарь рассказать собратьям о своем неприятном переживании? Задавшись этим вопросом, ученый поставил проверочный опыт. Обезглавленный или изрубленный в мелное ирошево пескарь, очевидно, нем как рыба.

КЛЮЧ К ЗАМКУ

Между тем даже капля отфильтрованного соиа этих мелиих кусочков обращала в бегство весь косяк!

Оказывается, а коже пескарей, карпов, сомов есть особая одноклеточная железа. Поврежденная зубами хищника, ирюч-иом рыболова или нолючиой, она дает возможность рыбе быстро послать прощальный предупредительный сигнал. Так, химичесиое вещество, распространяющееся в воде, служит у рыб средством страхования жизни.

А а мире насеномых именно запах, и ничто иное, является квинтэссенцией женского очарования. У бабочки тутового шелкопряда имеется железа, источающая аромат, совершенно не ощутимый для человечесного носа. Но у поклонников бабочки нюх острый. Они слетаются и источнику пахучих «флюидов». Даже если это не сама бабочка, а стеклянная палочка, на. которую нанесена капелька экстракта из вещества, выделяемого железой насекомого. На самое бабочку, лишенную железы, крылатые «джентльмены» не обращают никакого внимания.

Телергоны... Так назвал вещества-сигнализаторы доктор биологических наук профессор медицинского института в Черновцах Я. Киршенблат. Термин составлен из греческих корней «теле» («на расстоянии») и «эргон» {«действие»).

вырабатываемые железами внешней секреции, телергоны по выводным протокам выбрасываются наружу. У многих организмов есть специальные приспособления для испарения или разбрызгивания этих химических соединений. Несмотря на все разнообразие свойств телергонов, Киршенблат разбил их многочисленное семейство на две главные группы: первая для общения с особями своего вида, вторая — с «чужаками».

Интересно: чтобы «застолбить» за собой охотничьи угодья или забронировать «жилплощадь», многие хищники оставляют незримые телергоновые метки. И горе тогда браконьеру, нарушившему правила, записанные на языке запахов!

Вот бы расшифровать до конца язык химических сигналов, на котором переговариваются животные! Насколько легче стала бы борьба с легионами мелкотравчатых кровопийц, распространителей заразы, сельскохозяйственных вредителей! Да и управление поведением полезных насекомых, промысловых рыб, других представителей фауны, обитающих на суше, в воде и воздухе, — разве это не заманчивая перспектива?

Вот жакими роскошными «перьями»-антеннами обладает богомол! То-то, должно быть, богат мир запахов этого насекомогоI

37