Техника - молодёжи 1964-12, страница 43

Техника - молодёжи 1964-12, страница 43

ВСПЛЫВАЕТ

КАМЕНЬ

В. ЗАХАРОВ, инженер

Гранитные набережные Москвы-реки, колоннады подземных дворцов метрополитена, фасады высотных зданий... Наши представления о красоте и прочности обычно связаны с гранитом. И лишь строителям хорошо известна его вторая, основная профессия: щебень гранита, пожалуй, лучший заполнитель для самого прочного бетона и железобетона в плотины энергетических гигантов, современных автострад и аэродромов, тепловых электростанций, промышленных предприятий и жилых домов.

Однако природа явно не учла размаха нашего строительства. Строим мы повсюду, а месторождения гранитов, базальтов, диабазов сосредоточены главным образом в Карелии, на Урале, Кавказе и Украине. Вот и все. А ведь только Москва и Московская область требуют почти миллион кубических метров щебня в год. Вот и приходится везти гранитный щебень из 20 областей! Ежедневно десятки составов из разных концов страны занимаются этим неблагодарным делом, тащат щебень за сотни, а чаще за тысячи километров. И стоят эти перевозки ровно столько же, сколько все расходы на добычу щебня. Что де-лать^ Чем заменить привозный заполнитель бетона? Известковые и песчано-гравийные породы центральных районов страны, к сожалению, недостаточно тверды.

Вот и приходится на местных разработках перебирать щебень вручную, отделять твердые куски от слабых. Но нельзя же всерьез принимать эту дедовскую обогатительную операцию, когда высокопрочные заполнители требуются нашей строительной индустрии в огромных количествах. Нужны новые промышленные методы.

Если подобрать жидкую разделяющую среду, объемный вес которой находится в промежутке между объемным весом твердых и слабых зерен, то в этой среде быстро произойдет разделение горных пород. Твердые зерна выпадут на дно, а легкие всплывут.

Однако в природе таких жидкостей не существует, и ученым пришлось искать обходный путь.

Измельченную в порошок железную руду смешали с обычной водой. Эта суспензия и явилась той самой разделительной «жидкостью», которую так ждали строители.

И вот в 1963 году на Дмитровском карьере заработала первая в нашей стране разделительная установка. Себестоимость одного кубометра обогащенного щебня в 3—4 раза дешевле привозного гранитного.

Обогатительная установка, которую создали ко* структоры института «Проектгидромеханиза-^ с I», проста по конструкции и надежна в рабо-Все производственные процессы полностью автоматизированы. Добытый в карьере щебень идет по транспортеру прямо в загрузочный бункер (1). Оттуда он по качающему питателю (6) равномерно подается в сепаратор (2),"куда из мешалки (7) поступает и рабочая суспензия. В сепараторе и происходит основной процесс — разделение гравия на твердые и слабые зерна. Обезвоживающий грохот (3) подает разделенные потоки гравия на специальные склады, откуда он поступает на завод железобетонных изделий. Для точного, строгого разделения гравия нужно, чтобы суспензия была вполне определенного объемного веса. Но после обезвоживающего грохота, где гравий обмывается водой из брызгал (5), суспензия оказывается сильно разбавленной. Поэтому в магнитном сепараторе от суспензии отбирают порошковый металл (магнетит) и снова подают его в мешалку. Датчики определяют объемный вес суспензии и смешивают в строго определенных пропорциях воду из бункера (9) и магнетит бункера (8|).

Только две такие промышленные установки могут обеспечить Москву и область прочным строительным материалом.

Но это только первые ласточки. Скоро подобные установки появятся по всей стране.

И фраза «камень... всплывает» явится уже не образным выражением, а чисто техническим, понятным всем термином.

Дома-башни

По-разному архитекторы отбирают пространство у неба.

Одни «подпирают» облака рифлеными колоннами (студенческое общежитие).

Другие «рассекают» их килями кораблей (административное здание).

Третьи «пронзают» их иглами (проект небоскреба высотой 1,5 км).