Техника - молодёжи 1965-09, страница 25

Техника - молодёжи 1965-09, страница 25

размножаться обычным делением. А потомство у нее получается очень интересное. Если при обычном скрещивании самки получали от самцов, допустим, 6 новых генов А, В, С, Д, Е, F, то в опыте с прерванным спариванием она получает всего 3 — А, В, С. Создавалось впечатление, что разрыв слившихся бактерий приводит к разрыву хромосомного аппарата, перетекающего из одной клетки в другую. Снова засучив рукава рванулись генетики в недра бактериальной клетки, познавая великую тайну сохранения всего сущего на Земле. Они начали разрывать слившиеся пары через различные промежутки времени и увидели потрясающую картину. В каждый определенный промежуток времени от клетки донора к клетке реципиента передается совершенно определенный участок хромосомы. Например, через 5 мин. в бактерии-самке появляется признак А, через 10 мин. — признак В, через 15 мин. — признак С и т. д. Если в какой-то момент времени соединение прерывается, то в «женской» клетке появляются лишь те признаки, которые успели ^передаться до встряхивания. Точно так же, если мы рассечем ленту работающего магнитофона, на одну кассету перемотается начало песни,

а конец ее останется на другой. Если мы склеим ленту, запустим магнитофон и снова ударим ножом по двигающейся ленте, то к началу песни прибавится еще кусок, а конец ее станет еще более коротким.

Итак, молодая наука выросла, похорошела, засияла новыми, свежими красками. Она знает уже очень много о механизме передачи и сохранении наследственных признаков. Известно, что признаки располагаются на хромосоме в определенной последовательности, что каждый ген определенного размера и ему отведено особое место. Генетики составили хромосомные карты некоторых типов бактерий, на которых обозначено ме сто расположения каждого гена и его размеры. Многое генетика уже знает. Но самые большие открытия, как всегда, впереди. Это сулит направленное изменение наследственности, когда человек будет командовать и полом и различными свойствами полезных животных и растений.

И может быть, скоро мы увидим памятник маленькой, незаметной бактерии, которая дала науке не меньше, чем знаменитые морские свинки или павловские собаки.

ГИДРОНАВТЫ — НОВЫЕ ОБИТАТЕЛИ ГЛУБИН

«Рано или поздно человечество поселится на дне моря... В океане появятся города, больницы, театры...» — так рисуется будущее французскому подводнику капитану Кусто. Несколько лет назад он соорудил первые подводные дома, в которых люди живут под давлением выше атмосферного в несколько раз. Вслед за ним такие дома стали строить любители в Советском Союзе и в других странах. Первые опыты оказались настолько интересными, что ими заинтересовались ученые — медики и физиологи. Начались более обстоятельные научные исследования...

Цветущие, улыбающиеся обитатели этого помещения живут в атмосфере, содержащей так мало кислорода, что в ней не горит даже спичка. Правда, это не единственное, что отличает от воздуха вдыхаемую ими смесь. Она состоит из 80% гелия, 16% азота и 4% кислорода. Если учесть еще и давление, которое в 6 раз превышает атмосферное, то станет ясно, какие любопытные результаты мог иметь эксперимент, проводимый американскими исследователями в Атлантическом океане, в 53 км от Бермудских островов.

Основанием для этого опыта послужило недавнее открытие Дж. Бонда. Оказывается, если водолаз находится под водой больше 24 час., клетки его организма полностью насыщаются азотом и гелием, так что время, необходимое для последующей декомпрессии, больше не увеличивается. Для продолжения этих исследований и была сооружена подводная лаборатория — стальная ярко-оранжевая капсула длиной 12 и диаметром 3 м. После того как кран судна-матки опустил ее на глубину 58,5 м, в декомпрессионной камере спустились под воду четыре гидронавта в аквалангах. Выйдя из камеры, они подплыли к подводному дому. Поскольку давление внутри в точности равно забортному, капсула сообщается с окружающей средой, вход и выход из нее не представляют никаких трудностей. Все обслуживающие механизмы и запасы находятся внутри подводного дома, только пресную воду и электроэнергию гидронавты получают с судна-матки, находящегося как раз над ними.

Первое время гидронавты были очень вялыми, им требовался отдых после каждого приема пищи. Через несколько дней они освоились с обстановкой.

Через 9 дней начался подъем подводного дома вместе с гидронавтами. Чтобы 6 л проникшего в ткани гелия вышли, не причинив вреда организму человека, капсулу поднимали со скоростью всего 90 см в час. На глубине 24,5 м гидронавты покинули капсулу и вошли в декомпрессионную камеру, которую быстро подняли на борт судна-матки. Здесь они провели еще 21 час. Если спуск занял всего 2 мин., то на подъем в общей сложности ушло около 2 суток.

Обследование побывавших в подводном царстве показало, что человек успешно и безвредно для себя может подолгу находиться под водой с аквалангом. В будущем планируется месячное пребывание гидронавтов на глубине 76 м.