Техника - молодёжи 1966-03, страница 5

Техника - молодёжи 1966-03, страница 5

«Свет фактически удлиняет сознательное су-щест ование человека, и в этом прежде всего его великое значение».

С. ВАВИЛОВ

qa

Guqem свет!

D ЦК ВЛКСМ мы провели недавно большую работу — " исслвдовали жизненные планы молодежи. Зачем? С какой целью? Ввдь изучаем-то мы планы какой-то вполне определенной личности. Как же от нее, от этой личности, первйти к коллективу, сделать выводы относительно Большой группы людей?

Но таковы гаобыв социологические исследования От частного к общему, а потом снова к одному человеку — таков путь изучения, обобщения и рекомендаций.

Из чисто субъективных фактов об одном человеке мы выявляем объективные данные о целом коллективе, о субъективных и объективных причинах, повлиявших на формирование отдельных людей и коллективов.

Тем самым мы выясняем, что и как влияет на формирование человека, на его идейный уровень. Значит, можно влиять иа этот процесс направленно, устранять причины, мешающие правильному развитию — ведь теперь-то они стали известны!

Можно сказать, что наша работа прошла четыре этапа. Они вообще типичны для социологических исследований.

Во-пврвых, надо было четко определить конкретную социологическую ситуацию. Что мы собираемся изучать, с какой целью, какими рамками свбя ограничиваем? В данном случае нас интересозал процесс формирования личности. Затем надо было разложить социальную ситуацию на составные элементы, то есть сгруппировать причины, влияющие на формирование личности, — среда, индивидуальные качества, чтение книг, общение с людьми, искусство и т. д.

После этого наступает «полевая» деятельность. Мы говорим об анализе ситуации. Подразумевается собственно исследование — анкеты, опрос, изучение документов и прочее. А затем и обработка полученных данных.

Четвертый этап, вершина проделанной работы, так сказать апофеоз нашего труда, — обобщение результатов. Тут мы должны четко определить идейную установку: куда и как ориентировать людей, и дать точные практические рекомендации.

Даже такая беглая иллюстрация показывает, насколько сложен и тернист путь исследователя-социолога. Приходится разочаровать всех тех многочисленных добровольцев-энтузиастов от социологии, которым зачастую кажется, что нет ничего проще, чем заниматься социальными исследованиями, и что любой более или менее грамотный человек может внести свой вклад Try науку и принести значительную пользу обществу. Каждый из нас так или иначе уже испытал на себе притягательные силы новой повальной моды — газеты и журналы полны анкетами, на них надо отвечать в заочных конференциях покупателей «Гастронома» или Дома ткаией, их составляют инженеры, архитекторы, создатели новых фасонов платья и руководители таксомоторных парков.

Каждый стремящийся заниматься социальными исследованиями обязан иметь определенный багаж знаний по философии, социологии, политической экономии, психологии и статистике. Он должен научиться применять разнообразные методы социальных исследований: метод наблюдения и соучастия, метод интервью и метод изучения человеческих документов, все методы анкетирования, метод научно-теоретических конференций и т. д.

Исследователь социальных отношений меньше всего похож на всемогущего мага и волшебника, мановением руки разрешающего все «роковые» вопросы. Социология может стать действительной помощницей в управлении обществом, если ее результаты являются обобщением строго научно проведенных исследований, а тематика исследований, скоординированная единым научным центром, действительно отражает 1ажнейши* стороны жизни.

Исследование общества должны васти в союзе «физики» и «лирики». Ведь ни математики без социологов, ии социологи без математиков не в состоянии поднять социологию на подобающую ей высоту, подчинить человеку эту наиболее сложную и неформальную форму движения материи.

Наука делается молодыми, а наука, переживающая свое второе рождение, тем более нуждается в молодых кадрах. В целом ряде городов страны при обкомах и горкомах комсомола появились школы молодых социологов и общественные институты молодежных проблем, где молодежь, желающая войти в новую иауку, получает необходимую подготовку. Социология — крайне интересная наука. Она ждет вас, молодые исследователи!

А. ШИБАНОВ, инженер

ПЕРВОБЫТНЫЙ КОСТЕР В СОВРЕМЕННОЙ ЛАМПЕ

После 13 месяцев кропотливых опытов, исписав около 40 тыс. страниц в 200 записных книжках, Эдисон остановил свой выбор на лампе с угольной бамбуковой нитью. Раскаленный уголь, освещавший пещеры наших далеких прад-ков, стал светить людям электрического века. Правда, в лампе уголь нагрет иа 100—200 градусов сильнее, чем в костре, и это не так уж мало, как может показаться с первого взгляда. Ведь излучение нагретого тела увеличивается пропорционально четвертой степени его температуры. Например, стоит нагреть нить лампы всего на 10% сильнее, и она начнет светить в 1,5 раза ярче.

Но дело не только в количестве света, испускаемого лампой. С ростом температуры иакала меняется и его качество— спектральный состав. Из всей энергии, излучаемой костром, на долю видимых лучей приходится не больше 1,5%, а ъ солнечном излучении — уже половина энергии. Повышать экономичность за счет увеличения температуры накала — таков естественный путь совершенствования источников света. Не удивительно, что угольная нить не выдержала конкуренции с предложенной А. Лодыгиным в 1В90 году вольфрамовой нитью, которой не страшны и 3 тыс. градусов. А дальше — предел: ни одна нить накала не выдерживает «солнечных температур», вдвое превышающих температуру плавления вольфрама.

Правда, можно отказаться от мысли совместить сверхвысокие температуры и твердое агрегатное состояние вещества. Пусть нить испаряется и превращается в плазму вроде той, из которой состоит и Солнце.

Источники свата с «плазменной нитью накала» вовсе не редкость. В них удается подогревать плазму буквально до «звездных» температур — нескольких десятков тысяч градусов. И сила света плазменных ламп достигает иногда 10 млн. свечей. Даже одна секунда работы такой лампы непозволительная роскошь, поскольку ее мощность дости-. геет тысячи киловатт. В неуловимое мгновение проскакивает электрический разряд между электродами лампы. Тысячные, а то и миллионные доли секунды длится вспышкв газо ой плазмы. Для освещения такие уникальные источники света, конечно, не пригодны. Их применяют там, где нужен особенно сильный свет: например, в высокоскоростной научной фотографии. В быту приходится пока довольствоваться малоэкономичными вольфрамовыми лампами накаливания. Включая вечером в комнате свет, едва ли кто-нибудь задумывается над тем, что в колбе современной электрической лампы пылает прожорливый «первобытный костер».