Техника - молодёжи 1967-03, страница 3

Техника - молодёжи 1967-03, страница 3

БУДУЩЕЕ СИБИРИ,

ЕЕ ПУТИ И ПРОБЛЕМЫ

Говорит академии Михаил ЛАВРЕНТЬЕВ

МЫ ВСТУПИЛИ в год ВЕЛИКОГО ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЯ ОКТЯБРЯ.

И В ПРЕДДВЕРИИ ЭТОЙ СЛАВНОЙ ГОДОВЩИНЫ НАШИ КОРРЕСПОНДЕНТЫ ОТПРАВИЛИСЬ К УЧЕНЫМ. ЧТОБЫ СПРОСИТЬ ИХ, ЧТО ОНИ ДУМАЮТ О БУДУЩЕМ СВОЕЙ НАУКИ.

ВЕДЬ ЮБИЛЕЙ НЕ ТОЛЬКО ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ, НО И ПОВОД ПОГОВОРИТЬ О ПЕРСПЕКТИВАХ.

Мы встретились с Михаилом Алексеевичем Лаврентьевым в солнечный день на улицах городка науки под Новосибирском. Навстречу машине неслись белоствольные березы, многоэтажные здания, каменные громады институтов, сверхсовременный по своему облику торговый центр города.

Лаврентьев сидел на месте водителя в черном ЗИМе.

— У меня немного времени, но я с удовольствием покажу вам наше детище, ■— сказал он.

Трудно подобрать слова, чтобы передать впечатление, которое произвела на нас эта незабываемая поездка по институтам городка. Но, пожалуй, самым удивительным был ее конец. С улиц городка академик вывел машину на асфальтированное шоссе. Мы проехали не более 20 минут.

— Сойдемте, — сказал Михаил Алексеевич и размашисто зашагал по направлению к лесу.

Мы буквально продирались сквозь тайгу. Потом остановились и с недоумением посмотрели на ученого. Он поймал наш взгляд, улыбнулся и сказал:

— Именно это я и хотел вам показать. С этого мы начинали строительство городка науки.

ВОПРОС: Какоаа, по-вашему, проблема № 1 сегодняшней науки!

ОТВЕТ: Наука развивается стремительно, если можно так выразиться — она находится в динамике. И в связи с этим возникает проблема подготовки кадров.

В Сибирском отделении Академии наук шестнадцать институтов. И все они работают по-новому: преподаватели не просто люди, которые передают накопленные знания. Они, как правило, практически работают в лабораториях на самом современном уровне. Студенты не просто студенты, а молодые ученые, тоже работающие в лабораториях.

Да н самый подбор студентов у нас проводится по новым принципам. До последнего времени мы мало интересовались способностями школьника, а затем и студента в отношении той или иной точной науки. У нас много думали о выращивании талантов в области искусства — и всегда добивались успеха. Певцы, скульпторы, танцовщицы... А мы решили специально заняться подбором научных кадров — подбором талантливых ребят со школьной скамьи. Но об этом мы уже не раз рассказывали.

ВОПРОС: А в чем заключеется проблема № 2!

ОТВЕТ: В своевременном внедрении новых идей. Наше отделение связано почти с 300 предприятиями. Скажу вам откровенно: с улучшением старого дела, как правило, обстоит хорошо. Заводы заинтересованы и с энтузиазмом идут на любое улучшение старой технологии, старых принципов. Что же касается внедрения нового, то здесь дело обстоит сложнее. Наши предприятия не очень склонны менять привычную технологию. Вот почему мы сейчас создаем совершенно новый тип связей между институтами и предприятиями. В будущем мы будем поставлять заводам новые

машины вместе с подготовленными кадрами, способными практически внедрять эти машины в производство и обслуживать их. Я убежден, что в будущем только таким путем можно ускорить закономерный и очень важный процесс освоения новых принципов и идей.

ВОПРОС: Кенов будущее Сибири! каковы пути всввения этих Бескрайних и Богатейших пространств!

ОТВЕТ: Этим проблемам я посвятил всю свою жизнь. Да, Сибирь богата! Ее богатства кажутся неисчерпаемыми. Но мы должны брвть от природы VaK, чтобы ее сокровища остались и нашим потомкам. Пожалуй, во всем мире трудно найтн условия, подобные условиям Сибири. Богатая, недоступная природа, население, недостаточное для того, чтобы освоить весь этот массив земли. Я убежден, что освоение сибирских просторов будет идти следующим путем.

Север — минимум людей, максимум техники. Вероятно, иа протяжении 10—15 лет нужно бросить на Север большое количество инициативных, творческих людей, оснащенных самой передовой, самой могучей техникой. Через 10—15 лет, когда вся эта техника вгрызается в толщу земли, здесь, в трудных климатических условиях, уже не потребуется тек много людей. Тогда все руководство гигантской индустрией Сибири можно будет производить в южной ее части, наиболее приспособленной для жилья. Кстати, так делают сейчас в Австралии, откуда я только что вернулся. В южной ее части расположены основные жизненные центры. Центральная и северная части Австралии чрезвычайно богаты полезными ископаемыми, но климат исключительно трудный для человека. У нас в Сибири холода, а в Австралии — жара, отсутствие воды.

Уже сегодня все технические вопросы, возникающие при освоении сибирских просторов, могут быть решены потому, что в Советском Союзе есть люди, способные преобразовать суровую Сибирь. Есть и техника, необходимая для этого дела. В Австралии дело обстоит хуже, там не хватает людей — человеческие ресурсы там гораздо ограниченнее, чем у нас. Да и общественная система там другая, об этом тоже не следует забывать.

Я твердо верю: пройдут годы, и мы почувствуем результаты титанической работы простых тружеников, чьими трудами украшается и богатеет земля.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Ежемесячный

общестиснно- ■

политический, 1

вхника-о!

м л ум МО- Щ

худсжэстиснный ВЬ ЯШ

и Произсодстаснныйг Щ h У

ОАОДОЖЦ

журнал ЦК ВЛКСМ. 1V/1

35-й год издания

t