Техника - молодёжи 1967-05, страница 43

Техника - молодёжи 1967-05, страница 43

40пэоошшшшна ЕШЮШШН

БЕЗ ПАЯЛЬНИКА, БЕЗ ПРОВОДОВ -

В ЦАРСТВО ЭЛЕКТРОНИКИ!

|Гужно иметь только около трех дюжин «костей». Остальное — проще и не придумаешь. Поглядывая иа страницу руководства, составляешь «костив — одну к другой. Со стороны, правда, выглядишь этаким чудаком доминошником, в одиночку набивающим руку. Но это не беда. Минут через десять «кости» оживают. Писк морзянки, треск помех. Готов трензисторный приемник!

Наскучило слушать — перевернул страницу. И новая «партия» увлекла тебя. Считанные минуты — и вот уже можно .пользоваться фотоэкспонометром.

«Неумеющий паять, оставь надежду!» Это высказывание ветеранов и то обстоятельство, что даже простая схема кажется непосвященному запутанной, отпугивают многих. Многоцветный «салат» из проводов, сложные переплетения их и хитроумная пайка приводят в отчаяние не только новичков, но даже преподавателей физики.

Взгляните ма цветную вкладку — «электронное домино» доступно всем. Отдельные детали (сопротивления, конденсаторы, дроссели, диоды, фотоэлементы, потенциометры

и т, д.) вмонтированы в прозрачные полистироловые блоки — кубики. Они-то и есть «кости». Каждая из ник имеет контактные пластинки, а на верхней плоскости — условное обозначение детали. В «кости» с транзисторами замурованы и необходимые сопротивления. Есть блоки, с помощью которых можно осуществить параллельное или последовательное соединение. «Кости» — громкоговорители, батареи питания, измерительные приборы — покрупней. Любой схемой можно пользоваться сколь угодно долго — магниты, вделанные в «кости», обеспечат необходимую прочность вашему «сооружению». Экспериментировать могут даже дети и, как бы играя, усвоить основы электроники. Это совершенно безопасно — напряжение всего 9 в.

Но главное — «электронное домино» наверняка заинтересует специалистов. С его помощью можно проверять на практике различные принципиально новые решения. Возможность одним движением руки «смахнуть» конструкцию или без особых усилий заменить любую деталь оборачивается экономией драгоценного времени.

ЦЕПНАЯ

РЕАКЦИЯ

ЭКСЛИБРИСОВ

Две прошлогодние публикации о книжных внаках («Т.—М.» № 6 и № 12) Вызвали множество читательских откликов из разных концов «ашей страны. О масштабах цепной реакции можно судить хотя бы по письму директора Вологодской картинной галереи С. Ивен-ского. Вот что он сообщает:

«Меня совершенно завалили письмами начинающие зкслибристы, и я успел ответить рже многим товарищам о том, как заказать, как напечатать и клеить книжные знаки, каков может быть сюжет знака и даже как коллскуианиро-вать вкслибрисы.

Однако в связи с большим и серьезным теперь интересом к экслибрису возникает ряд вопросов. Почему человек не может, например, не через организацию, в которой он работает, а просто в типографии заказать тиражик мака? Ведь расходы бумаги мизерные: обпеи-ки, а краски и того меньше. Можно „hi-казать обувь, сшить костюм, но нельзя заказать тираж знаков для друга, скажем, в подарок ко дню рождения. Зака

зывать через Художественный фонд выходит очень накладно; дорого платить за сюжет, за печать. И ждать тоже долго. А если заказчик живет далеко? И может ли не знающий его лично художник решить такую интимную проблему, как создание гравюры в соответствии со вкусами и складом натуры заказчика?»

Думается, что С. Ивенскнй (кстати, он автор очень интересной Книги об экслибрисах) прав: наши типографии должны помочь книголюбам.

По какому принципу заказывать для себя книжный знак? Что должно быть на ием изображено? — спрашивают киевский инженер-семейнолог А. Пин-сов, сахалинец А. Макагон, старшина сверхсрочной службы И. Цвнрко из Белоруссии и многие другие читатели.

Посмотрите «а четыре интересные работы уральского художника Рудольфа КОПЫЛОВА. Вот его экслибрис для чехословацкого графика Р. Медека. Остро отточенный .карандаш на фоне золотой Праги дают представление и о национальности владельца экслибриса и о его профессии.

Венгерский коллекционер Иштван РЕ-ТИ интересуется историей своей страны. На его книжном знаке изображен памятник Анонимусу — безымянному летописцу XII века, автору первой истории Венгрии.

Нижнетагильского инженера В. СЕМЕНОВИЧА привлекает научная фантастика. В правом углу его экслибриса — писатель-фантаст Рэй Брэдбери.

А вот как Р. КОПЫЛОВ обыграл древнерусскую фамилию московского художника И. Калиты. Любопытное решение темы, не правда ли?

Любопытен ркслнбрис семьи писателя Льва Василевского, побывавшего иа всех континентах земного шара. В верхнем левом углу — контур Пиренейского полуострова и звезда интернациональных бригад, в рядах которых сражался Л. Василевский. Ракета — любимый символ сына и старшей дочерн, работающих в области астрофизики. А сфинкс «принадлежит» младшей дочери, которая находится ныне в Египте. В одном экслибрисе -— по существу целых три книжных янака!

Как видим, принцип отбора «книжио-значных» тем может быть любой. Главное, чтобы экслибрисы были высокохудожественными произведениями, открывали «маленькое окно в большой мир».

Теперь еще раз взгляните на нашу обложку. В этой небольшой галерее книжных знаков представлены работы художников: В. ЗВЕРЕВ (г. Кемерово) — для иижеиера-хнмика Бежимнова и искусствоведа Фишелева; В. СЕРГЕЕВ (г. Череповец) — для отдела библиотеки С. Ивеиского по древнерусскому искусству; С. ИВЕНСКИЙ — для чешского собирателя вкслибрисоп Мирко Хайдаиа и для голландского коллекционера Г. Ребергена.

Ми*. ЮРЬЕВ

sx ж.хдяжж8