Техника - молодёжи 1967-06, страница 4г г ОБ НА ТВОРЧЕСТВО Академик В. ЭНГЕЛЬГАРДТ рассказывает ^£еловек заканчивает среднюю школу. Его неудержимо влечет н себе наука. Поразмыслив, решает: стану ученым. Если все обойдется благополучно, через несколько лет он закончит институт и вольется в ряды тех, кто неустанно штурмует крепость науки. А пона будущий абитуриент пытается мысленно взглянуть за крепостную стену. Вот маячат контуры строящегося межпланетного корабля. Вот луч лазера вспорол околоземное пространство и унесся к звездам. А вон там — залитые искусственным солнцем плантации с неведомыми доселе сельскохозяйственными культурами. Кто они, эти люди, управляющие работой атомных реакторов или склонившиеся над ретортами и микроснопами? И человека начинают одолевать сомнения: смогу ли?.. Есть ли во мне задатки будущего ученого, инженера, творца? Как-то в одном американском журнале я увидел довольно любопытную картинку. Представьте себе полутемную комнату, до отказа набитую всевозможными приборами, осциллографами, трансформаторами, счетчиками и т. д. В комнате за пультом сидит человек, весь опутанный паутиной проводов. Человек тревожно смотрит на экран, где пляшут кривые биотоков, снимаемые с вживленных в его мозг датчиков. Картинка, по замыслу автора, должна убедить читателя журнала в невозможности объяснить природу творческого мышления, разобраться в святая святых человеческого мозга. Согласен: не так-то легко понять, почему один человек пишет драмы, а другой поглощен какими-нибудь трансцендентными уравнениями. Но при всех различиях приемов, методов и конечных целей их объединяет нечто с£ -цее — творчество. Мне кажется, именно творческая способ-ссть человека является самой важной из всего того, чем его оделила ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАСТОЯЩИЙ УЧЕНЫЙ, СМОГУТ ЛИ «МЫСЛЯЩИЕ» МАШИНЫ ЗАМЕНИТЬ КОГДА-НИБУДЬ ЛЮДЕЙ, КАКОВЫ ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА. природа. Основа творчества — непрерывное познание неизвестного. Оно присуще буквально каждому. Отсюда широкая популярность в народе загадок, а еще больше — популярность кроссвордов. Даже самый непытливый человек, завидя кроссворд, хочет немедленно заполнить все клеточки, хотя никакой пользы он от этого не получит. Да простят мне это банальное сравнение: потребность решить кроссворд сродни потребности ученого ломать голову, над загадочным явлением природы, получить ответ на бесконечное «почему». Я бы сказал, что инстинкт творчества теснейшим образом родствен инстинкту утоления жажды. Вспомните Пушкина: «Духовной жаждою томим». Духовная жажда поэта аналогич на той жажде знаний, что преследует ученого. (Валерий Брюсов назвал ее еще и «бессонной жаждой знаний».) Как осуществляется творческий акт ученого? Как развивается его творческая деятельность? Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Т м ехника олодежи Ежемеся чны й общественно-политически й, научно-художественный и производственный журнал ЦК ВЛКСМ. 35-и год издания. МЫ ВСТУПИЛИ в год ВЕЛИКОГО ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЯ ОКТЯБРЯ. И В ПРЕДДВЕРИИ ЭТОЙ СЛАВНОЙ ГОДОВЩИНЫ НАШИ КОРРЕСПОНДЕНТЫ ОТПРАВИЛИСЬ К УЧЕНЫМ, ЧТОБЫ СПРОСИТЬ ИХГ ЧТО ОНИ ДУМАЮТ О БУДУЩЕМ СВОЕЙ НАУКИ. ВЕДЬ ЮБИЛЕЙ — НЕ ТОЛЬКО ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ, НО И ПОВОД ПОГОВОРИТЬ О ПЕРСПЕКТИВАХ. ИСПЫТАНИИ 1 |