Техника - молодёжи 1967-07, страница 4

Техника - молодёжи 1967-07, страница 4

А Б. КРАКОВСКИЙ И А. КРУ-ЗЕ не иовичкк иа страницах нашего журнала, и читатель, возможно, запомнил их статью «Мир без ножннц7» нз № 2 за 1967 год. Первая обложка этого номера иллюстрирует нх новую статью, которая написана в несколько необычной литературной форме»

А Доцент-градостроитель И. ПЕ-РЕП ЛЕТЧИКОВ впервые выступает на страницах нашего журнала. Эиспрессгород одновременно н тема его научных иэысианнй и тема статьи.

Роза МУСИХИНА часто выступает е е журнале как чеяоеек, пером и кистью иллюстрирующий шаги технического прогресса. В этом номере еы видите ее новую работу — цветную вкладку и статье «Что произошло иа озере Конис-тон7».

Л б. о b а

<4

3 «*

Ж

/Однажды в металлургический цех в " Днепродзержинске пришли киевские кибернетики. Эксперимент, который они готовили, походил на эпизод из фантастического романа. Где-то за тридевять земель, в Киеве» находилась УМШН — универсальная машина широкого назначения — мозг кибернетической системы. От него к сталеплавильной течи протянулись «нервы» — провода, ааканчивеющиеся «органами чувств» — датчиками приборов.

В цехе началась плавка. Сталевары ло каким-то известным только им признакам чувствуют: главный момент наступает. Еще секунда — и сталь пойдет в брак. Но за сотни километров УМШН отдает приказ: «Готово!» — и огненная струя вырывается из печи. Анализ подтверждает: металл сварен отлично!

Это был первый в истории техники опыт управления сложным производственным процессом на большом расстоянии. Зачем? Для чего? Разве не проще поставить «электронный мозг» прямо на заводе?

Нет. Во-первых, УМШН проходила обкатку, а ее легче провести в лаборатории, А во-вторых, здесь была поднята одна 'из стратегических проблем кибернетики: оснащать ли каждое производство специализированной вычислительной машиной или концентрировать ■их вдели, в универсальных «мозговых центрах»? 6 экономике, как на фронте, бывают такие положения," когда технику приходится концентрировать на решающих направлениях.

Представьте себе нашу Украину в пору уборки урожая сахарной свеклы. Чтобы подвезти ее к сахарным заводам, мобилизован весь транспорт. И все равно составов не хватает, на станциях заторы, пробки. Специалисты готовят перспективный план таких перевозок за несколько месяцев вперед и составляют вариант, отличающийся от оптимального на 10—12 процентов. А план перевозок, -составленный Институтом кибернетики, позволил высвободить 12 тыс. товарных загонов и сэкономить 120 тыс. рублей.

Световой стенд машины «Оптимум-2». Оператор «загрузил» ее сведениями о производительности заводов и количестве свеклы, вывозимой с каждого поля. На табло зажглись красные линии — оптимальные пути следования грузов. Но еот сообщают: повреждена одна из дорог, е на одной из станций ремонтируются подъемные краны. Оператор еиес зти данные в машину, и на табло проявились новые, самые лучшие обходные пути.

Транспортные задачи, требующие месяцев ручного труда, на «Оптимуме-2» решаются за считанные часы. А чем же загрузить подобные, еще более мощные ЭВМ? Многие городе обращаются в Киев с просьбой составить для них графики перевозки хлеба. Стройки просят рассчитать оптимальные мвршруты при достввке на иих бетона с заводов. В заказчиках недостатка нет. Но чтобы решить этн задачи, машине не обязательно покидать вычислительный центр: информацию можио получить по проводам.

Кроме того, есть проблемы, которые под силу решить лишь нескольким ЭВМ или «объединению» аналоговой машины с цифровой. В кибернетике, как и везде в материальном мире, справедлив закон диалектики: объеди

нение машин порождает новое качество. Но объединение «думающих» машин рождает и новые проблемы.

каждого из трех крупнейших цент-" рев кибернетики — в Москве, Кне-ее и Новосибирске — свои основные направления работы. Москвичи создают и исследуют быстродействующие вы-, числительные машины, сибиряки занимаются так называемыми гибридными схемами из быстродействующих элементов, область киевлян — общение с машиной, вернее, с машинами, потому что человечество оказалось лицом к лицу с ассоциацией ЭВМ, каждый член которой говорит на собственном языке.

Но, оказывается, машинный язык есть точное отражение конструкции вычислительной машины. Унифицировать все этн языки все равно, что снивелировать все типы машин. Где же выход?

В 1960 году в Париже состоялся форум кибернетиков. На нем было решено прекратить вавилонское столпотворение в мире ЭВМ и ввести машинное «эсперанто» — АЛГОЛ-бО. Язык этот имеет несколько уровней сложности, полностью им владеют лишь мощные машины — «интеллектуалы» типа БЭСМ-6 и М-20. Для распространенных ЭВМ класса «Минск» и «Днепр» он слишком сложен. А машины типа «Преминь» и «Мир» говорят нв очень упрощенном АЛГОЛе, Сложные машины приходится снабжать трансляторами — переводчиками с их внутреннего языка на интермашиниый.

На АЛГОЛе уже напечатано более 20 тыс, программ, В США на нем кодируется, например, патентная информация» что значительно облегчает ее хранение и поиск. Так что взаимопонимание в мире машин в основном, можно считать, достигнута

Гораздо сложнее оказалось установить непосредственный контакт машины с человеком. Еще несколько лет иазад программирование задач было искусством. Между ученым и ЭВМ оказалась каста посредников-программистов. Возникало противоречие: машина решает задачу за минуту, но на зашифровку и вод программы тратились месяцы.

Идеально было бы общаться с ЭВМ на нашем, человеческом языке — то ли голосом, то ли с помощью письма. Но смоделировать ео всем объеме язык — значит отразить в машине все многообразие человеческого мышления. Пока это не удается. Помимо прочего, мешает и недостаточная емкость памяти ЭВМ, словарный запас их невелик. Поэтому обращаться к ним приходится на усеченном, как бы детском языке. Зато с установками «Мир» и «Преминь» можно научиться «говорить» через несколько часов после знакомстве.

Впрочем, не всегда машины будут приспосабливаться к человеку. Со временем алгоритмический язык станет таким же привычным, как сейчас для математиков язык формул.

Рождение кибернетики кое у кого породило сомнение: а не столкнутся ли интересы «умных» машин и человека? 20 лет, прошедших с тех пор, показали, что для этого нет повода. Кибернетика сделала надежнее и послушнее всю технику — растет мощь «умных» машин, а вместе с тем возрастает и власть человека над силами природы.

Записал А. ХАРЬКОВСКИЙ, неш спец. корр.

Архитектуре — вторая специальность инженера-градостроителя А. АРХАНГЕЛЬСКОГО. В диссертации по планировке городсних жилых комплексов он ищет оптимальные решения иа стыке своих специальностей.