Техника - молодёжи 1970-02, страница 56

Техника - молодёжи 1970-02, страница 56

На страницах журнала «Техника — молодежи» неоднократно публиковались материалы известного советского ученого Г. И. Покровского. Крупнейший специалист в области физики взрывных процессов, он много и плодотворно работает в жанре фантастической живописи, разрабатывает проекты и идеи, связанные с недалеким (а иногда и с отдаленным) будущим естественнонаучной картины мира.

Предлагаем вниманию читателей один из интересных проектов доктора технических наук Г. И. ПОКРОВСКОГО.

Проект прислан на международный конкурс «Мир завтрашнего дня» под девизом «Космоплавание».

Окончание статьи «Зри наоборот» (см. стр. 49)

возможно, сфокусированы не так, как у бодрствующего. Следовательно, надо согласовать внешнюю оптическую систему с внутренней — подобрать фокусные расстояния, продумать способ неискажающей и нераздражающей подсветки, решить проблему сомкнутых век. Вероятно, сравнительно легко увидеть и сфотографировать такие устойчивые внутренние образы, как галлюцинации. «Мальчики кровавые в глазах» ил*» «зеленые чертики» получатся, судя по всему, очень отчетливо.

Труднее вопрос о совпадении внутреннего и внешнего времени. Часто за секунды человек во сне переживает часы. Перед Глазами утопающего порой проносится вся жизнь, кинолента всей памяти продергивается за мгновения. Но как можно с такой скоростью считывать информацию?

В том-то и дело, что мы ее считываем задним числом, вспоминая, что же именно проносилось перед нашим внутренним взором. Лента действительно осветилась и потенциально предстала целиком, но глаза разбежались и выхватили только заметки на память. Потом уже по этим заметкам в истинном масштабе времени восстанавливалось все воспоминание, глаза сканировали картину, беглое впечатление превращалось в развернутое переживание.

Истинный масштаб времени накладывается на процессы зрения и движений глаз нашей речью — внешней или внутренней. Когда мы думаем или говорим, глаза двигаются синхронно с мыслью. В сущности, мы говорим не столько языком, сколько глазами. Образ недаром усваивается вместе со словом. Однако зрительный канал способен к более скоростной работе, чем слуховой, и во сне он то и дело переходит на быстродействующий «режим распределенного времени».

При воспоминании сна мы вынуждены переходить на медленный слуховой режим. Доказано, что вспоминаются лишь те сюжетные сны, которые сопровождаются быстрыми движениями глаз, то есть причастны процессам, протекающим в реальном внешнем времени. Все же не исключено: при киносъемке снов придется помучиться со скачущим временным масштабом — например, применять скоростную камеру, а фильм прокручивать замедленно.

Наши глаза хранят еще много тайн. Но нельзя не признать, что с помощью «зрения наоборот» наука сможет глубже заглянуть внутрь человеческой психики и исследовать целый пласт интереснейших явлений.

Согласитесь: подобный заголовок статьи может показаться несколько экстравагантным. Между тем он довольно точно выражает самую суть той проблемы, без решения которой немыслимы полеты даже внутри солнечной системы. Эта проблема — строительство орбитальных станций в пространстве вокруг Земли. Именно они станут для человечества своеобразными пересадочными пунктами на пути в большой космос.

Каким образом транспортировать с Земли орбитальные станции? Удобнее всего по частям, отдельными деталями, с последующей сборкой на орбите.

К сожалению, обойдется это недешево. Так, например, чтобы вывезти в зону астероидов (их орбиты пролегают между Марсом и Юпитером) 1 килограмм полезной массы, потребуется более 5 миллионов килограммометров энергии!

А при чем здесь доменные печи? Уж не собираются ли инженеры оснастить могучую домну реактивными двигателями и запустить в небо, чтобы там, в межпланетных далях, выплавлять железо для орбитальных станций? Конечно, такая затея бессмысленна. Зато вполне возможно организовать в космосе относительно недорогое «доменное хозяйство».

Сырье для него — вся солнечная система с ее бесчисленными метеорами и мелкими астероидами. Энергию для «небесных домен» станут накапливать солнечные батареи, а глубокий вселенный вакуум позволит применить самую современную технологию.

На цветном рисунке — одна из таких «небесных домен». Сырье удерживается захватом. Импульсный источник света, подключенный к солнечной батарее, возбуждает квантовый генератор Луч этого лазера испаряет вещество ме

теорного тела. Высокотемпературная плазма увлекается электрическим полем и концентрируется в виде струи магнитной линзой. В магнитном спектрографе плазменный поток разлагается на струи ионов различных веществ. Затем нужный металл (железо, кобальт, никель) конденсируется, образуя постепенно растущий стержень. Ненужные отходы — шлаки — выбрасываются в космос небольшим ионным двигателем.

Он же используется для перемещения «домны» и ориентации ее в пространстве.

Металлические стержни разрезаются, шлифуются, после чего выбрасываются в космос с точно заданной скоростью. Двигаясь по заданной траектории, они прибывают к месту сборки, с помощью направляющих реактивных струй попадают в автоматический стапель. Остается только приварить стержни (тут снова поможет Солнце) к свободно парящей ферме — части будущей орбитальной станции.

Конечно, все это лишь фантазия. Однако успехи человечества по части обживания космоса настолько зримы, что становится все труднее различать, где фантазия смыкается с явью. И кто знает, много ли еще пройдет времени, прежде чем над нашими головами вспыхнут средь иных светил огни «небесных домен».

Г. ПОКРОВСКИЙ, профессор, доктор технических наук

мОМЕННЫЕ

ПЕЧИ В КОСМОСЕ

Рис. автора и J1 Рындича

54