Техника - молодёжи 1971-04, страница 6

Техника - молодёжи 1971-04, страница 6

стическом романе А. Богданова «Красная звезда», где описание Марса не соответствует тогдашним научным воззрениям.

Письмо написано в Женеве летом 1908 года. Адресовано матери Ленина М. А. Ульяновой на станцию Михнево Серпуховского уезда. К сожалению, сохранился только цитируемый отрывок, который поэтому нельзя рассмотреть в контексте.

В 1908 году для Ленина выдалось воистину жаркое лето: он ведет суровую борьбу с отступниками и ренегатами и продолжает работать над гениальным философским трудом «Материализм и эмпириокритицизм». По приглашению М. Горького Ильич приезжает на Капри. Там он спорит с бывшим марксистом А. Богдановым.

Противники диалектического материализма пытались создавать на путях познания мира психологические барьеры. Ленин возражает. Атом оказался делимым, но электрон, пишет Ильич, так же неисчерпаем, как атом. Вы заявляете, что наше воображение бессильно перед многообразием космоса. Однако опыт наш все больше приспосабливается к объективно существующим пространству и времени и приближает нас к объективной истине.

Открывая человечеству пути к познанию и овладению вселенной, Ленин выступает и против идеалистов, и против вульгарных материалистов, расчленяющих природу, «как труп». Кто сказал, спрашивает Ильич, что фантазия нужна ученому меньше, чем поэту? И сам он был смелым «фантазером», мечтателем, оптимистом, шла ли речь о победе социализма в нашей стране, о плане Г^ОЭЛРО или о выходе человечества в космос.

<ЕСЛИ МЫ СМОЖЕМ УСТАНОВИТЬ МЕЖПЛАНЕТНЫЕ СВЯЗИ...»

Недавно Л. Арагон обнаружил во французской прессе публикацию записи Г. Уэллса, сделанной писателем сразу после знаменитой встречи: «Ленин сказал, что, читая его (Уэллса) роман «Машина времени», он понял, что все человеческие представления созданы в масштабах нашей планеты: они основаны на предположении, что технический потенциал никогда не перейдет «земного предела». Если мы сможем установить межпланетные связи, придется пересмотреть все наши философские и моральные представления; в этом случае технический потенциал, став безграничным, положит конец насилию как средству и методу прогресса».

Что это — новые данные?

Да. О беседе В. И. Ленина с Г. Уэллсом написаны сотни исследо

ваний, комментариев, статей. И все-таки во всей Лениниане нет, пожалуй, менее исследованной страницы, чем эта. Стенограмма беседы не велась, переводчика на ней не было: по свидетельству Г. Уэллса, Владимир Ильич блестяще говорил по-английски. На встрече, кроме В. И. Ленина и Г. Уэллса, присутствовали еще два человека: американский фотограф, автор знаменитого снимка (фамилия его нигде не упоминается) и советский историк коммунист Ф. Рот-штейн.

До недавнего времени мы даже не знали, когда состоялась беседа: в 4-м издании сочинений вождя указано неопределенно — середина октября, в Полном собрании сочинений есть уточнение — 6 октября; в интервью корреспонденту газеты «Нью-Йорк тайме», обнаруженном недавно, Уэллс говорит, что в этот день он уехал из Москвы (а беседа, как известно, состоялась перед его отъездом).

Но если мы узнали только дату, то можно ли считать, что прояснилось содержание самой беседы? Глава из книги отнюдь не идентична стенограмме: писатель воспроизвел в ней главное, основное — то, что ложилось в ее замысел (Ротштейн упрекнул Уэллса в неточности, впрочем вполне допустимой в художественном произведении). К тому же кое-что было бы, пожалуй, нескромно туда включать: например, отзыв Ленина о романах Уэллса, который разыскал Л. Арагон.

В беседе Ленин буквально ошеломил его своими прогнозами о завтрашней, индустриальной России. Как понять это? Россия во мгле, даже здесь, в Кремле, мало электричества. Уэллс всматривается в странное сооружение на столе. Какой-то гибрид канделябра и электрической лампы. В кабинете Ленина в любую минуту могут выключить свет, а он, готовый продолжить беседу при свечах, говорит об электрификации России! Непостижимо!..

Заметив на полке свои романы «Машина времени» и «Борьба миров» (они и сейчас хранятся в кремлевской библиотеке Ленина), Уэллс, видимо, и задает Ильичу свой вопрос о космосе. Полвека спустя мы узнали, что же ответил Ленин.

Значит, не только о планах ГОЭЛРО и о сегодняшнем дне говорил Ильич со своим английским гостем. В будущем могучей России ему виделись далекие космические дали. Г. Уэллс назвал Владимира Ильича «кремлевским мечтателем». Пройдет около десяти лет, и он признается советскому послу в Англии И. Майскому: «Ленин оказался не мечтателем, а пророком». Но даже и тогда английский фантаст вряд ли понимал, как прочно сплелись в ленинской мечте сегодняшний и завтрашний

Директивы XXIV съезда КПСС - программа созидательной работы советского народа в девятой пятилетке, убедительное свидетельство торжества идей коммунизма.

Молодежь, на передовые рубежи новой пятилетки!

Важный вклад в выполнение плана девятой пятилетки должны внести Ленинский комсомол и вся советская молодежь. Рабочий класс, колхозное крестьянство, советская интеллигенция получают все более культурное, технически грамотное пополнение, способное успешно решать сложнейшие задачи, возникающие в условиях современной научно-технической революции.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь

| ,т ЩШШШШЖ 1971

Ежемесячный общественно-политический, научно-художественный и производственный журнал ЦК ВЛКСМ. 38-й год издания