Техника - молодёжи 1971-04, страница 8

Техника - молодёжи 1971-04, страница 8

Планета постоянно обращена к Солнцу одной стороной, которая в наиболее горячих местах накалена до 300—400° С. Поэтому местность, на которую опустится прилетевший с Земли автоматический разведчик, будет скорее всего иссохшей пустыней. Таким увидел пейзаж Меркурия космонавт и художник А. Леонов.

На обратной стороне планеты царит вечный холод. Меркурий немногим больше Луны, время оборота вокруг Солнца соответствует 59 земным суткам. Атмосфера практически отсутствует.

МЕРКУРИИ

се, член ВСНХ М. Лапиров-Скобло по поручению вождя ездил за границу для закупки машин (письмо к нему сохранилось в одном из Ленинских сборников).

Однако и те энтузиасты, которым не посчастливилось лично знать Ильича, были известны Ленину своими работами. В биографии В. И. Ленина можно прочитать, что он «проявлял интерес к работе Ф. Цандера в области создания аппаратов для межпланетных полетов». А Цандер в своих воспоминаниях отмечает: «...В. И. Ленин обещал поддержку».

После смерти Ильича его соратники продолжали помогать энтузиастам заатмосферных полетов. Ф. Дзержинский охотно стал почетным членом Общества межпланетных сообщений, несмотря на уверения скептиков, что рано, мол, еще заниматься этим делом. «Да- да, полеты к планетам будут не скоро, но думать об этом надо» — слова заместителя наркома обороны М. Тухачевского, который выделил для ГИРДа денежные средства и площадку под Москвой. Защищая группу Ф. Цандера — С. Королева от нападок «трезвых хозяйственников», Тухачевский писал: «Эти работы, связанные с изобретениями К. Э. Циолковского в области ракеты и межпланетных сообщений, имеют очень большое значение для... СССР в целом».

Путь в космос не был усеян розами. Были и косность чинуш, и насмешки скептиков (недаром ГИРД в шутку расшифровывали, как «Группа инженеров, работающих даром»), и ракеты, взрывавшиеся на старте... Но гирдовцы чувствовали постоянную поддержку партии и рабочего класса.

Когда Ф. Цандер пришел к рабочим завода, где ремонтировались старые «блерио» и «бенцы», и сказал, что хочет целиком посвятить свое время космической проблеме, завком предоставил ему долгий оплачиваемый отпуск. Это, вспоминает Ф. Цандер, было первым взносом рабочих в фонд межпланетных сообщений.

...4 октября 1957 года. Взволнованный Сергей Королев обращается к товарищам: «Пророческие слова К. Э. Циолковского о том, что человечество не останется вечно на Земле, начинают сбываться. Сегодня на околоземную орбиту выведен первый в мире искусственный спутник».

О чем он думал в эти исторические минуты? Наверное, о том, что вот он наконец дожил до космической эры. И о трудном пути сквозь тернии к звездам, у истоков которого стоят Н. Кибальчич, К. Циолковский и Ф. Цандер. И о великом человеке, чья мысль осветила нам дорогу от первого трактора до искусственного спутника Земли.