Техника - молодёжи 1972-05, страница 38

Техника - молодёжи 1972-05, страница 38

СИММЕТРИЯ, КОСМОС, МИКРОКОСМОС

СКОРОСТЬ

плюс

НАДЕЖНОСТЬ

Исаковы основные качества ■ канадского снегохода

«Паспарту». В отличие от десятков других вездеходов, предназначенных для езды по снежной целине, новой машине нипочем любая дорога, будь то песчаные дюны или болото. В ее конструкции нет рулевых лыж, шасси «Паспарту» — две широкие гусеницы, напоминающие тракторные. Впрочем, и система управления перенята от этих работяг бездорожья. Достаточно с помощью специального механизма притормозить одну гусеницу и ускорить движение другой, как «Паспарту» устремляется вправо или влево, разворачивается на месте.

Разрабатывая машину, конструкторы учли те далеко не тепличные условия, в которых она эксплуатируется. Ведь «Паспарту» предназначен для геологов и охотников, пограничников и туристов, фермеров и почтальонов. Его двигатель легко заводится зимой; он обходится без дополнительных пусковых

средств. Система воздушного охлаждения надежно оберегает мотор от перегрева при езде с большой нагрузкой или в самый жаркий день. Водителю не нужно переключать передачи — это делает за него клиноремен-иый вариатор. Неприхотливость к обслуживанию, надежность главнейших агрегатов — вот чем объясняется популярность этих «джипов» высоких широт», юрких, быстроходных вездеходов.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ «ПАСПАРТУ»

Вес машины (без топлива и

масла)...... 340 кг

Длина..... 2400 мм

Ширина . . - 1200 мм Высота . . . 1250 мм Ширина трака . 305 мм Длина гусеницы (по периметру) ....... 4900 мм

Материал гусеницы — трехслойный нейлон, резина Двигатель одноцилиндровый. 22.5 л. с. (336 см3) Привод: клиноременный вариатор

Емкость топливного >5ака 19 л Напряжение электросистемы .... 12 в

Фрагмент орнамента мечети, построенной в 1094 году в Египте. Геометрический орнамент внутри «листа» повторяет структуру одного из соединений, образующихся при затвердевании цемента, и структурный план минерала флуоборита.

Архитектур! Ъ1Й орнамент XIII века, Турция. Мотив кристаллической структуры кварца (окиси кремиия).

Комплекс «Шесть Алн» в бакинском дворце Ширваншахов. Деталь орнамента.

моделировать художественными средствами более или менее познанные закономерности космоса. Мастера-твор-цы в меру своего таланта, ума и знаний руководствовались в исканиях принципами творчества самой природы и нередко проницательно приходили к весьма глубоким решениям, схватывающим суть мировых явлений.

Рассмотренный стиль создания орнаментов получил наибольшее распро-

36

странение у тюркских народов. Археологические исследования Сибири, Алтая, Средней Азии, Поволжья, Турции, Иранского и Советского Азербайджана свидетельствуют о существовании и распространении орнаментального стиля за несколько тысячелетий до новой эры. Кульминационный период развития орнамен-талистикн — первые века нынешнего тысячелетия.

Классическими примерами можно считать мавзолей в Барде, построенный в 1322 году зодчим Ахмедом сыном Айюба, «Шесть Али» из бакинского дворца Ширваншахов, некоторые орнаменты иахичеванских памятников и памятников Средней Азии. Исключительного расцвета орнаментальное искусство достигло в Азербайджане. Еще в начале XII века школа зодчих в Нахичевани, одним из талантливых представителей которой был Аджали, завоевала большую слар^. Характерно, что тогда же в Азербайджане интенсивно развиваются естественные науки (На-среддин Туси, академия «Дарул-Шафа»).

Глубинная симметричность свойственна не только орнаментам, но и литературе, музыке, народному творчеству тюркских народов. Достаточно упомянуть гениальные творения Физулн, ковровое искусство. Не случайно геометрические орнаменты считаются отличительным и очень ценным признаком тюркских ковров.

Отсутствие или редкость изображений обычных предметов в произведениях тюркского искусства и преобладание геометрического элемента говорят нам о своеобразном эмоциональном языке, связанном с особым психологическим складом, который выковывался тысячелетиями. Как было бы хорошо и сейчас руководствоваться традиционными особенностями нашей культуры при создании структур—носителей семантической и эстетической информации! Тем более это в духе времени. Ведь ныне во всем мире крепнет тенденция использовать изображения кристаллических структур в архитектуре и прикладном искусстве.

Сошлемся, в частности, на голландского художника М. Эшера, произведения которого так похожи на орнаменты наших древних предков с Алтая. Можно надеяться, что «симметричный» стиль, по-видимому, имеет право на существование, ибо современное научное знание все конкретнее раскрывает древнюю догадку о неразрывном единстве человека и космоса. (Рисунки Эшера см. на 3-й стр. обложки, пояснения к ним — иа стр. 49.)

НЕОбЫКНОВЕНЮШ