Техника - молодёжи 1973-08, страница 57Туарег поджидал нас на повороте. Отсюда открывался захватывающий дух пейзаж на море и противоположный берег. Но мы с Антоном только мельком взглянули на всю эту красоту и завернули за угол. Там на стене действительно сохранилась часть фрески. Картину покрывал слой пыли, сбегали серые потеки, но можно было разобрать силуэты каких-то странных животных. — Марсианские быки, — сказал Антон. — Дальше, внизу, кустарник с красными и белыми цветами. — Он поднял серую плитку, вытер ее перчаткой, и на ней засветилось тусклое золото: часть ветки с колючкой. — Вы что примолкли? — спросил Вашата. — Фреска, — сказал я, — на стене. — Что на ней? — выкрикнул Макс. — Ну что? — Марсианские быки и колючий кустарник, — сказал Антон. — Направьте лучше объективы! — приказал Вашата. — Вот так. Ну где ваша фреска? — Он говорил теперь совершенно спокойно, даже с легкой иронией, словно ничего особенного не произошло. — Что-то не похоже на картину. Все смазано, расплывчато. Пятно на сырой стене, а не фреска. — Стена сухая, — с обидой ответил Антон. — Видишь, совсем сухая. Вот половина туловища одного быка. Хотя он мало похож на быка, скорей шестиногая антилопа. — Шестиногая? Ты ошибаешься, Антон, — сказал Макс. — В природе все по большей части целесообразно. Шесть ног просто не нужны такому не особенно крупному животному, да еще на планете с незначительной силой тяжести. Ты все ноги на фреске отнес к одному быку, — пожалуй, он больше похож на быка, чем на антилопу. Ну-ка сотри пыль с нижней части. Осторожней. Эх... Фреска сползла и раскололась на множество кусков. — Не прикасайтесь больше к ней, — сказал Вашата, — может, долежит до следующего раза. Макс попросил: — Ребята, посмотрите, нет ли на стене чего-либо похожего на плесень или лишайник^7 — Запрещаю! — сказал Вашата. — Хватит с нас «кактусят». Можем подхватить такой экземпляр марсианской жизни, что он за кислород только спасибо скажет. Теперь у нас главное — археология. Семян микрофлоры, думаю, мы захватили достаточно. Когда мы очутились на улице города, впечатление у нас было такое, что здесь давным-давно, не один десяток лет, работают археологи: они расчистили и даже подмели улицы, только для колорита оставили обломки камней на мостовой. Вблизи строения казались, как и с террасы, такими же хрупкими, с тонкими стенами, широкими оконными проемами. Здания тянулись на целые кварталы, в два и три этажа, но были и многогранные одноэтажные сооружения без окон. В планировке ощущалась целесообразность, гармоничное сочетание с ландшафтом. Даже сейчас, источенные временем, эти каменные останки украшали берег мертвого моря. Вначале мы шли очень осторожно, боясь прикоснуться к стене; казалось, руины только и ждут этого, чтобы рухнуть, — до того они устали стоять над погруженным в тишину морем. Я поднял обломок и поразился, как он легок. Что-то вроде пенобетона, только несравненно прочней. — Алмазный бетон, — сказал Антон. — Смотри, Туарег прошел вон по той тоненькой плитке, и она це лехонькая. Дома, видно, отливали целиком, нигде нет швов. Мы вышли на круглую площадь с остатком постамента посредине. — Здесь стояла скульптура, — сказал Макс. — Возможно, — Вашата вздохнул и добавил: — Пора, ребята, возвращаться. Снимки получились. Больше здесь делать нечего. — Сейчас уходим, — сказал Антон.— Только пусть Туарег немного покопает в этом доме. — Даю десять минут, — неохотно согласился Вашата. Как хорошо, что мы оставили Туарегу лопату. Он выкопал амфору необычной формы, тяжелую, покрытую липкой пылью; кусок стекловидного вещества, матового от времени; несколько черепков из материала, похожего на пластмассу, и несколько странного вида прямоугольных пластинок с множеством отверстий разного диаметра, как потом определил Макс, — от микрона и до трех миллиметров. Пыли на них не было, отверстия не засорены, а когда Антон взял одну из пластин, она стала переливаться, как цветное шелковое полотно. — Судя по вибрации, она как будто звучит! — сказал Антон и опустил пластину в сумку Туарега. — Хватит на сегодня, — сказал Вашата, — возвращайтесь той же дорогой. Прежде чем уйти, я заставил Туарега расчистить от щебня кусочек мостовой на площади. Она оказалась выстланной фиолетовыми плитами. Наш обратный путь Макс использовал для съемки фильма. — Теперь идите вы вперед. Туарег позади. Вот так! Отлично! Какое освещение! Ив нагибается, поднимает... Да, поднимает что угодно! Не забывай, что мы открыли марсианский город и здесь каждый ка- ШЕЛЕСТЯТ СТРАНИЦЫ • ШЕЛЕСТЯТ СТРАНИЦЫ • | ткрытие кратера ' оранжевого цвета, представшего перед Юджином Серна-ном и доктором Га-рисоном Шмитом во время их второй , прогулки по Луне, вызвало оживленные комментарии ученых. В Хьюстоне уже дали кратеру имя — Шорти — и надеются, что, возможно, вскоре удастся доказать его вулканическое происхождение. Если подобную точку зрения подтвердят лабораторные исследования лунного грунта, то гипотеза, утверждающая, что последние три миллиарда лет Луна — мертвое небесное тело, будет опровергнута окончательно. Находка оранжевого кратера признана наивысшим достижением миссии «Аполлона-17». Это самое необыкновенное геологическое открытие во всей серии полетов космических кораблей «Аполлон», заявил доктор Робин Брет, руководитель отдела геохимии в Хьюстоне. Хотя геологи еще осторожничают, объясняя происхождение необычного цвета Шорти, все-таки некоторые из них уже утверждают, что оранжевый цвет характерен только для почвы, возникшей в недавнем прошлом вследствие вулканической активности. Конечно, термин «недавнее прошлое» в геологии имеет особое значение, ибо его можно измерять в промежутке от полумиллиарда до трех миллиардов лет. «Сайенс Ньюс» ченые научного центра по изучению органической химии открыли новый способ очистки загрязненных промышленных стоков. Новинка уже успешно опробована на одном венгерском предприятии. На этом предприятии ежедневно около тысячи тонн угля перерабатывается в газ. Поэтому в воде после ее использования в технологическом 52 |