Техника - молодёжи 1973-11, страница 58

Техника - молодёжи 1973-11, страница 58

ане царствовал Нимрод, он послал гиганте, чтобы те разрушили крепость Баальбек...» Зачем? Легендарный основатель Ба японского цар-с з Мимрод задумал подняться в небо. И он якобы решил сделать это именно в Баальбеке, построй! там высокую башню. Ну а для >ы-сокой башни необходимо крепкое основание. Если оно не было построено предшественниками, то, выходит, этой нелегкой работой пришлось заниматься подданным Ним-рода Намереваясь достичь богов, он соорудил машину, , аижимую четырьмя сильными п ицаМк. Машина эта поднялась ■ небо, но после длительною блуждания I космосе упала на гору Хермон, где и было погребено изувеченное тело дерзкого монарха. Нельзя ли отыскать в легенде зерно истины? Кстати, Хермон не так уж далек от Баальбека...

Первым историческим документом, где упоминает< я Баальбек, считается так называемая «1 ель-Эль Амарнская переписка» — дипломатическая переписка Египта с Вавилоном, Сирией и другими странами Востока- Относится она к XIV веку до н. э., ко времени царствования фараона-бунтовщика Эхнатона. Покоренные Египтом народы должны были исповедосать культ Солнца. Старых, человекоподобных богов Эхнатон заменил но id. высшей идеей абстрактного бога, которого он назвал Arc ном. «солнечным диском». Старый бог Амон-Ра зже был свергнут. Нельзя ли допустить, что в целях упрочения но~ой религии Эхнатон предпринимал попытки со->ружения «рама Солнца и i Баальбеке? Мы не претендуем на оригинальность этой мысли. Напротир, утверждение о дсримском сооружении гчятигища в Баальбеке старо как мир, Тот же М Элауф полагает, что египетский храм в Баал-Геде (древнее назвачие Ьаальбека) не построен с нуля египетскими жрецами, а лишь реставрирован ими в период пораоощения Сирии Египтом. Египетские жрецы < восстановили храм Баала, который был разрушен землетрясением». То, что храм Солниа был эз/r зигнут египетскими жоеиами, утверждал также римский писатель Макробиус (V в. н. э.). Он заметил что статуя бога Солнца в Баальбеке похожа на египетского бога Осириса. Sonee

Древние способы подъема и пере-м-'ue'Hi- строите/oh ix «онструк-цнк 1, 2, 3, 4 - захватные рючья и -<_»ещи для эдъема блоке до 20 г; 5, 7 — пригпогоО-•"ния для подъ< ма ih.ec "ей до 15—2D для канатов; 6, 8 — п-ч-способления для |епгдвижеиия ндмечны) -локов до j0 т; 9 — приспособление для пег >вс зки оло-1п для храма .ианы в Эфесе. >писл >е ihmcki ■ архитектором Витрувием

того, Макробиус описывает, как эта статуя с величайшими почестями была морем при 1езена из Гелиополиса египетского в ливанский город Солнца...

Первое тысячелетие до н. э. — это "ериод процветания купьта бога Баалг и его гупруги богини Атоп-гатис (Астарты) Древнее святилище, защищенное горными хребтами от завоевателей с востока и от пиратов с запада, прс оатилось крупнейший религиозный центр. В эпоху греческих завое* ний при Александре Македонском Баальбек избежал несчастий войны, какие пришлось испытать славному приморскому городу Тиру. Поход против арабов, которые жили при Антинив iHer утверждает Плутарх. Александр совершил, когда еще не была окончена осада Тира, то есть в J32 году до н, э. Жители плодородной долины без сопротиьления сдали грекам свои селения. Победоносный юный полководец Александр, ученик Аристотеля, переживал " в этот период духовный кризис. Древнегреческий историк Арриан отмечал; что чАлек-сандр °есь ушел в религиозные суеверия». Посещение древнего святилища I Баальбеке — это япофеоз религиозного фанатизма Александра. Как свидетельствует Курций Квинт, «бога Юпитера Александр почитал отцом своим, ибо уже не довольствовался быть рожденным на высшей ступени человеческог- еличия». Сей сын Юпитера, уподобляясь богам, зозможнг и наметил космические масштабы будущего хрьма, в эзведенного триста лет спустя римлянами, Но что соорудили здесь греки, неизвестно. И рообще, сооружали ли? Дречнегречегкой архитектуре не было свойственно увлечение гигантскими формами. Массивностью и геометризмом форм каменные колоссы Баальбека скорее сродни мегалитическим сооружениям ,ре», ос 'и и египетским храмам.

Первым, кто отличил оимские храмы с традиционной колоннадой от более ранних конструкций цоколя с его подземными коридорами, был знаменитый французский историк и археолог Сольси. Он утверждал, что эти конструкции и «цветом камня, и выгибом сводов отлкчаются от римской постройки. Но Сольси был неисправимым анекдо-истим и фантазером. и его мнение тогда всерьез не принимали. Понадобились десятилетия, чтобы гипотеза Солы.и восторжествовала в науке В 1936 году архитектор И Соболев спокойно, как об общепринятом мнении, писал, что «фундаменты храма Солнца еще финикийского прои&видст I и ы ■ ломка больших камней начата была еще в те времена»

Да, Баальбек много раз строился и перестраи! лея. Но кто же сделал главное, кто jnp гпил и уложил

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Юный александр македонский
  2. Жрецы гелиополиса

Близкие к этой страницы