Техника - молодёжи 1974-10, страница 15

Техника - молодёжи 1974-10, страница 15

попросту подобрал среди металлического лома.

Поначалу обсерватория была передвижной, ее смонтировали на шасси старого автомобиля и, как тележку, привозили на площади, в парки Ростова-на-Дону, словом, в места скопления людей. Ростовчане должным образом оценили «народную обсерваторию» на колесах: с 1956 по 1961 год к светилам приобщились десятки тысяч жителей города и окрестностей. Тогда-то, в 1958 году, Михеев и обнаружил кратеры на Марсе и следы атмосферы около одного из спутников Юпитера. Материал о своих наблюдениях Алексей Алексеевич отправил в Московский совет ВАГО, а затем сделал сообщение на пленуме общества.

Сейчас «летучий» телескоп превращается в стационарную «Народную астрономическую разборную металлическую обсерваторию с куполом двухполусферного типа».

Это стальное сооружение высотой с четырехэтажный дом, в форме усеченного конуса. Вершину венчает купол, вокруг купола устроен обзорный балкон Общая высота со шпилем — 13,5 м, диаметр конуса у основания - 10 м, купол в диаметре — 4,3 м.

Купол устроен раздвижным, с таким расчетом, чтобы можно было наблюдать за любым сектором небосвода. Обзор — 360°. Общий вес стальных конструкций — 30 т. Внутри сооружения фотолаборатория, библиотека, мастерская и другие подсобные помещения.

Город выделил площадку, построил бетонные фундаменты, дал транспорт и рабочую силу.

В 1973 году первая Народная обсерватория приняла первых посетителей.

Когда в 1961 году, расшифровав фотоснимки, сделанные космической станцией «Маринер-4», американские ученые убедились: на Марсе есть кратеры, они и не подозревали, что первым эти образования обнаружил житель Ростова-на-Дону, астроном-дообитель Алексей Алексеевич Михеев. Разглядеть эти кратеры, а также атмосферу одного из спутников Юпитера Михееву помог самодельный телескоп — самый большой из подобных инструментов, сделанных когда-либо руками только одного человека.

Все началось с двух стеклянных дисков, доставшихся инженеру-электрику, давним увлечением которого была астрономия. Но одно дело увлечение, интерес к Книгам, ночные бдения за слабеньким магазинным телескопом и сонсем другое — мысль о всамделишном мощном инструменте.

Вспомните объектив фотокамеры, мысленно увеличьте его стекла в десятки раз, и вы представите, что это за труд — вручную придать потертым дискам точность и качества оптических линз. Этот сизифов труд осилил Алексей Алексеевич — в его распоряжении оказались стекла с диаметрами действующих поверхностей 320 и 200 мм с разрешающей способностью 0,45 и 0,7 с дуги. Поверхность линз выполнена с точностью до десятых долей световой волны. Между тем все необходимое для обработки и шлифовки стекол Михеев создавал и изготавливал в своей домашней мастерской.

На «коленках» же создавалось и оборудование телескопа (прибор оснащен механизмами настройки и управления, необходимыми для наблюдения за светилами). Немало частей этого оборудования Михеев

Большая наука давно потеснила любителей: что, кроме подвижнической преданности делу, может противопоставить одиночка современным лабораториям, ЭВМ, армиям квалифицированных исследователей?

И тем не менее случается: непрофессионалы добиваются удивительных успехов, заставляют официальную науку признать сделанное ими, начать «массированное» наступление на открывшуюся проблему. Конечно, далеко не всякому любителю выпадает столь большая честь, но каждый в меру своих сил, талантов, наконец, удачливости помогает ученым постигать окружающий мир.

Наш рассказ — о ростовчанине инженере МИХЕЕВЕ, посвятившем себя древнейшей из наук — астрономии.

Схема обсерватории:

1 — купол двухполусферного типа;

2 — телескоп системы Ньютона; 3 — параллактическая платформа телескопа; 4 — азимутная платформа телескопа; 5 — отражательно-теиевой навес; 6 — стальная колонна телеснопа; 7 — стальная облицовка корпуса; 8 — несущий каркас сооружения.

13