Техника - молодёжи 1978-03, страница 60ОТКУДА СКАЧЕШЬ, ГОРДЫЙ КОНЬ? Архитектор СЛАВИ ДОНЧЕВ Наиважнейшее место среди памятников болгарского средневековья занимают выдолбленные в камне изображения всадников на развалинах столиц Первого Болгарского государства — Плнски и Великого Пресла-ва. Их связывают с распространением болгар к югу от Дуная в VII веке. Некоторые ученые сравнивают их с аналогичными изображениями, имеющимися в СССР, там, где проходил путь болгар нз Центральной и Средней Азии в Европу. Возможно, именно здесь начинается иЬтория гигантского рельефа с надписью, что находится в скалах над селом Мадара в Болгарин. Поэтому и зовут рельеф «Мадарский всадник». Впрочем, иа памятник похожи и некоторые рельефы в Иране эпохи Са-санидов. * * * Рельеф высечен в отшлифованной скале на высоте 23 м от земли. В торжественном движении слева направо изображен всадник, за ним бежит собака. Всадник наступает на агонизирующего льва. Сцена в рельефе изображена в обратной перспективе — фигуры расположены в углах треугольника. Над собакой и львом конь несет своего всадника Всадник сидит вполоборота в седле с высокими луками. Облечен в верхнюю одежду, ниспадающую до колен, обут в сапоги без подметок. Левая рука поднята над гривой коня, правая опущена н согнута в локте. Конь с массивными ногами, широкой 58 'it-Tiaa?;- i., гиблое»»- iitfr,*- j js y. • 1 t thNAji»"»'" xo , . » ^ -PX& .';«■( К г J'J. . -^ЛГ • -i" ! r » _
|