Техника - молодёжи 1978-03, страница 62скальным изваяниям, культовой пластике и т. п. Все типы упомянутых изображений созданы кочевниками. Наиболее важными чертами, определяющими их до-буддийскую основу, являются: неестественный ход коня, его повернутая навстречу зрителю голова, золотое украшение между ушами, присутствие птицы, полет коня в воздухе, сопровождающие всадника летящие собаки Часто атрибутами представленного персонажа являются диадема из черепов, чаша-череп, питье из которой является ритуалом, известным и скифам и гуннам (да и не только им). Особо упомянем женскую посадку восточных всадников, вероятнее всего гуннскую по происхождению Возможно, так отдыхали при длительной непрерывной езде. Буддийское влияние в упомянутых памятниках проявляется в некоторых символах, наложенных на старые иконографические схемы: в частом присутствии небожителей буддийского пантеона и в их характерных атрибутах: ореоле вокруг головы, особом верхней одежде и высоких луках украшенного подвесками седла; б) с Преславским графитом: в движении коня влево, женской посадке повернутого в фас всадника, тюрбане, серьгах, сабле, копье со знаменем с лентовидными краями, прямоугольной форме седла, украшенного подвесками, птице и собаке с высунутым языком и в ошейнике, бегущей вслед за конем. Такое сходство позволяет нам приступить к поискам базы для раскрытия некоторых, все еще ревниво сохраняемых тайн и Мадарского рельефа, и Преславского графита. * * * Нельзя ли предположить, что исчезнувшее ныне украшение на лбу Мадарского коня было золотым диском — символом солнца? На такое заключение наводят рисунки Ламо с позолоченным украшением на челе ее мула, реконструкции скифских уздечек и очевидное желание мадарского скульптора заменить камень при вы- па из всадника на коне и собаки просто летит в воздухе. Только лев, дополнительный участник изображенной сцены, как и полагается по восточным параллелям, стоит на «земле». Сходство между изображением Май-дара и Преславским всадником полное, даже в направлении движения. Первое изображение можно трактовать как прототип преславского примитива, только тюрбан заменен более знакомой формой шлема. Если к тому же учесть, что одна фигура в Преславском графите не завершена, а оба участника сцеиы никак не связаны друг с другом, если припомнить, что в графитах нередко встречается по нескольку рисунков иа одном и том же камне, то как не выделить из фигур Преславского графита в качестве группы всадника с конем, птицей и собакой, следующей за ними? А разве само слово «Майдар» не объясняет топоним Мадар? * * л Но вот откуда явился лев, мы можем только строить предположения. KIWIS'J 8 < VyAlfr.J SSWirtV;*.. /'WW'^V-'W"-;. .-"ijll WrjiV I IFiVafo - жесте — «мудре» — пальцами руки и др. В Центральной Азни был весьма известен Майтрея — Будда будущего, называемый тут Майдар, и четыре «владыки» сторон света. Любопытно, что владыку Севера (или бога богатства) в индийской мифологии называют Куберу. Как тут не вспомнить Кубера, основателя согласно византийской летописи так называемой «Керамиссийской Болгарии», по нижнему течению реки Вардар, в VII веке. Чаще всего восточные всадники едут налево, между Солнцем и Луной. Установлено сходство отдельных восточных изображений: Ламо (Лхамс), Майтреи — Майдара и Виру дх а ны: а) с Мадарским рельефом: в движении коня в профиль, повороте его головы к зрителю и золотом украшении на ней, сопровождении коня собакой с ошейником в характерной позе с высунутым языком, прямоугольной делывании украшения коня иным материалом, способным, однако, приближаться по твердости к камню... Или разве так называемый «непонятный предмет в виде колбы» в правой руке Мадарского всадника не мог быть чашей-черепом? Хаи Крум, чье имя встречается в надписи около рельефа, после победы над византийским императором Никифором оправил череп последнего в серебро и потчевал из него славянских князей. А «предмет» в левой руке всадника не что иное, как жест — «мудра». Островерхое очертание над головой всадника — то, что осталось от тюрбана. Обнаруживаем мы и след ореола — эллиптической линии сверху (диаметром около 75 см), начинающейся от плеч всадника. И вот что еще весьма важно: ничего хоть как бы намекающего на земную твердь в Мадарском рельефе нет. Теней под копытами коня и сопровождающей его собаки нет, груп- Сцена в Мадарском рельефе не является ловчей. Тема же «триумфа» требует уточнения. Чаша-череп в правой руке Мадарского всадника хорошо увязывается со сведениями о личности и деятельности хана Крума. В таком случае убиение льва могло иметь и магическое значение. Оно объясняется как определенными биографическими моментами, так и типичными для того времени представлениями, нравами и практикой. К тому же и византийского императора, устроившего, вопреки данному слову, засаду, в которой Крум был ранен... звали Лев V! Да, хронист сообщает, что хаи был ранен... Львом! Тогда в забитом льве легко увидеть лелеянный душой триумф иад недостойным врагом. Правда, некоторые данные позволяют утверждать, что в Мадарском рельефе запечатлей синтез культовых изображений двух народов-коневодов: праболгар и фракийцев. Возможно, 60
|