Техника - молодёжи 1982-05, страница 42

Техника - молодёжи 1982-05, страница 42

штокрылые

Под редакцией доктора технических наук, профессора Федора КУРОЧКИНА; Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя СССР Василия КОЛОШЕНКО. Коллективный консультант кафедра ((Конструкция и проектирование вертолетов» МАИ. Автор статей — инженер Игорь АНДРЕЕВ Художник — Михаил ПЕТРОВСКИЙ.

В АРЬЕРГАРДЕ АВИАЦИИ

Непросто было энтузиастам заниматься вертолетным делом накануне первой мировой войны. «Аэроплан-щики» запросто говорили о многочасовых полетах, 200-километровой скорости, десятках килограммов груза. Обширные перспективы открывались перед самолетостроителями!

А что же Юрьев и его товарищи по воздухоплавательному кружку? В их активе, помимо теоретических разработок, эксперименты с летающими моделями и... масса технических, производственных и финансовых проблем. Нет денег на постройку выставочного образца, некому изготовить из дефицитной хро-моникелевой стали главный вал несущего винта, нигде не найти подходящих стальных труб для лонжеронов лопастей. Подшипники и те надо выписывать из-за границы. Казна и не подумала поддержать изобретателей. «К частной инициативе нам, студентам, не хотелось прибегать, да и предложений таких никто не делал, — вспоминал впоследствии академик Б. Юрьев. — Те немногие предприниматели, которые заинтересовались авиацией, предпочитали копировать «проверенные» заграничные образцы».

Бесчисленные проволочки с заказами в частных мастерских вынудили Юрьева и его товарищей приостановить постройку одновинтового вертолета (как оказалось, до

тала, но ее особенность — передача, связавшая оба винта, и потенциальная способность летать при отказе одного двигателя — позднее стала присуща любому многовинтовому вертолету.

За океаном, в предместьях Вашингтона, инженер Г. Берлинер в 1919—1923 годах построил два вертолета, один из которых показал неплохие по тем временам резуль-татй. Поначалу конструктор соорудил аппарат без фюзеляжа с двумя соосными, противоположного вращения винтами. Небольшая плоскость позади пилота служила для управления машиной. Поднявшись на 5— 6 м, Берлинер убедился, что аппарат неустойчив, и взялся за совершенно иную схему. Он разместил по бокам самолетного фюзеляжа два небольших, четырехметровых винта, а на хвосте рулевой пропеллер с вертикальной осью вращения — он должен был «задирать» хвост аппарата, чтобы у винтов появлялась горизонтальная составляющая тяги для движения вертолета вперед. Для поперечного управления служили поверхности (типа элеронов) на концах фермы для несущих винтов. Позднее эти фермы превратились в трипланную коробку, благодаря чему машина приобрела «самолетную» способность планировать и вертолетное управление: оси несущих винтов можно бы-