Техника - молодёжи 1983-03, страница 38

Техника - молодёжи 1983-03, страница 38

ОЧЕВИДНЫЕ ТАЙНЫ

ВАДИМ ОРЛОВ

Врачи уже давно пользуются таким методом диагностики, как определение местных изменений температуры различных участков тела. Так, ревматологи знают, что ткани возле пораженного сустава заметно теплее остальных. Различного рода отклонения от нормы — ссадины, ожоги, обморожения, воспаления, угроза закупорки кровеносных сосудов — также ведут к местным изменениям температуры, иногда совсем незначительным.

Уловить эти малые колебания и сделать их зримыми стало возможным лишь тогда, когда удалось «наложить» тепловое излучение тела на излучение эталона известной температуры и с достаточной точностью определять разницу энергий, посылаемых этими двумя источниками. Такой прибор — он представлен на цветной вкладке слева вверху — получил название термографа, или тепловизора. А рядом представлена галерея тепловых портретов.

Вот, скажем, термограмма лица мужчины. Ее симметричность свидетельствует о том, что местные отклонения температуры, следовательно, и воспалительные процессы отсутствуют.

Или взгляните на крупный тепловой портрет горнолыжника. Одна сторона его тела освещена солнцем, она теплее другой, находящейся в тени.

Сравнение обычной цветной фото-

Снимки, сделанные с помощью тепловизора, зафиксировали изменение температуры различных участков тела испытуемой в зависимости от ее психического состояния.

графии, на которой запечатлены две девушки, с аналогичным тепловым снимком, говорит как будто не в пользу последнего — ведь на нем гораздо меньше подробностей. Стали неразличимыми лица, исчез рисунок одежды... Но не в том, как говорится, суть. Условные цветовые оттенки и помещенная рядом градуировоч-ная шкала позволяют определять изменения температуры с точностью до десятых долей градуса. Эта особенность прибора делает его незаменимым при точной постановке диагноза. И что особенно ценно — в самой ранней стадии заболевания.

Применяют термограф и в технике, чтобы получить данные о местах повышенной теплоотдачи двигателей внутреннего сгорания, режиме работы шин (снимки справа вверху), а также для многих других целей.

И все же самый интересный объект такого рода исследований — человек. Ведь сколько еще непонятного в сложной картине физических полей (электромагнитных, акустических), возникающих вокруг любого биологического объекта и связанных с жизнедеятельностью. Об этом хорошо сказал писатель, Герой Социалистического Труда Леонид Леонов:

«Подобно тому, как некогда непобедимые, казалось бы, армии обходили до поры (пока не сдадутся сами) встреченные на пути неприятельские крепости, а в наше время войсковые отряды тоже бывают вынуждены в стремительном натиске миновать минные поля или особо каверзные дзоты, точно так же, на мой взгляд, современная большая наука нередко оставляет у себя в тылу кое-какие неприкасаемые, тем не менее очевидные тайны, заслуживающие именно нашего фундаментального исследования».

И вот как раз благодаря применению термографа одна такая тайна сделалась в буквальном смысле слова очевидной. Она перед вами, на этой странице, где помещены три тепловых портрета одной и той же женщины. Снимки получены в лабо

ратории Франтишека Кахуды, профессора Высшей технической школы в Праге.

Термограмма слева сделана в тот момент, когда испытуемая находилась в самом обычном, будничном состоянии. Фиолетовые, розовые и красные оттенки на щеке и шее свидетельствуют о том, что температура кожи лица выше, чем температура ладоней поднятых рук (они синие). Но вот женщина сосредоточилась, розовые участки появились и на ладонях, а кожа лица в целом стала менее теплой (средний снимок). Далее последовали серия мысленных приказов, углубленное самовнушение — и отдельные зоны ладоней приобрели более высокую температуру, нежели в самом начале была у кожи лица. В условной расцветке термограммы эти зоны стали желтыми и даже белыми, а это, как видно по градуировочной шкале, соответствует максимальной температуре (правый снимок). Одновременно кожа лица еще больше охладилась.

Что же зафиксировал тепловизор? «Перекачку» энергии из одной области тела в другую? Метаморфозу сложной картины физических полей вокруг испытуемой, изменявшей по собственной воле свое состояние? Нужно работать, чтобы объяснить эти явления. Таково мнение многих ученых, в том числе президента АН СССР академика А. П. Александрова.

Как тут не вспомнить опубликованную в нашем журнале статью академика В. М. Глушкова «Электроны, волны, живые клетки» (см. «ТМ» № 12 за 1981 год), в которой он ставил вопрос: могут ли живые организмы генерировать высокочастотные электромагнитные волны? И безусловно, первый шаг к разгадке — регистрация психофизических явлений с помощью приборов. Уже одно это покажет, что подобные феномены не противоречат законам природы и могут найти объяснение в рамках современного естествознания.

Л

\ 1

НЕОБЫКНОВЕННОЕ — РЯДОМ