Техника - молодёжи 1988-04, страница 59

Техника - молодёжи 1988-04, страница 59

1234 5 7 8 9 9 10 П

1234 5 7 8 9 9 10 П

г-4!

jLLL.

<

I I cach

4 4

□P

мя франко-прусской войны, некоторые французские генералы не удерживались от соблазна воспользоваться новинкой, предложив обстреливать прусские полки гранатами с вертином — смесью алколоидов, обладающей раздражающим и общеядовитым действием. Впрочем, их замысел не был реализован — французская армия потерпела поражение до того, как получила химические гранаты. Однако сама эта «инициатива» побудила провести в 1874 году конференцию в Брюсселе, где вновь обсуждался вопрос о запрете ядов и отравляющих веществ.

В первых войнах периода империализма, за передел мира (испано-американской, японо-китайской, русско-японской, Балканских) применялись сильнейшие взрывчатые вещества, скорострельные пушки и пулеметы. Однако эти войны были своего рода пробой сил, в территориальном отношении локальными и скоротечными. Но вот наступило 1 августа 1914 года, разразилась мировая война. К ней готовились обе противоборствующие группировки, своевременно мобилизовав армии, причем те и другие рассчитывали покончить с противником «до осенних листопадов». Вместо этого на тысячекилометровых Западном и Восточном фронтах миллионные армии зарылись в землю, воздвигли на передовой мощные линии фортификационных сооружений, и война превратилась в позиционную. Именно последнее обстоятельство и послужило катализатором, ускорившим появление оружия массового поражения, с помощью которого военачальники намеревались прорвать оборону противника.

Немногие знают, что первыми к химическому оружию обратились опять-таки французы. Еще в сраже

нии на Марне в 1914 году они применили ручные и ружейные гранаты со слезоточивым газом. Как мы знаем, кайзеровская армия воспользовалась прецедентом, пустив в ход уже боевые отравляющие вещества.

...Казалось, Женевские протоколы покончили с «призраком в противогазе», но когда 1 сентября 1939 года гитлеровцы развязали вторую мировую войну, поляки, бельгийцы, англичане и французы не без оснований ожидали газовых атак. Ни для кого не было секретом, что союзники нацистской Германии по «оси Рим — Берлин — Токио», итальянские фашисты, ведя в 1934—1936 годах захватническую войну в Абиссинии, сбрасывали в контейнерах и распыляли с самолетов слезоточивый газ, фосген и иприт, благо Абис-

жия, ни средств защиты от него. И японские милитаристы применяли в Китае отравляющие вещества, в том числе иприт и фосген. Позднее они упорно работали над совершенствованием химического оружия, и лишь разгром Квантунской армии Советскими Вооруженными Силами сорвал их зловещие планы.

Действительно, в лабораториях «третьего рейха» активно создавались новые отравляющие вещества, в частности, табун, зарин и зоман. Эти газы на основе диалкиловых эфиров фосфорной кислоты обладали нервно-паралитическим действием. Только в Австрийских Альпах гитлеровцы хранили 250 тыс. т зарина и табуна! И все же они побоялись прибегнуть к ним. «Все здравомыслящие военные отвергали газовую войну, как совершенно безумную,— признавал на Нюрнбергском процессе над нацистскими военными преступниками бывший министр промышленности Германии