Техника - молодёжи 1990-03, страница 5

Техника - молодёжи 1990-03, страница 5

ной платы, сложилась патовая ситуация.

Большинство из 500 существующих центров НТТМ возникли в последние полтора года. Начинали они, как водится, с нуля. И на 1989 год пришелся их бурный рост. Скажем, в нашем центре оборот в последнем квартале 1988 года составлял около 300 тысяч рублей. А четвертого квартала прошлого года — уже несколько миллионов. После того, как мы заплатили налоги на рост зарплаты сотрудников центра, к нам пришло письмо Минфина, где нас обязывали учесть и зарплату членов творческих коллективов. Заплатить мы не можем — общая сумма налога в полтора раза больше всех наших доходов. Значит, единственный выход — закрываться. И пусть в науке по-прежнему внедрение идет десятилетиями.

В прошлом году творческий коллектив при нашем центре разработал новые фильтрующие материалы для экологических производств Появилась реальная возможность отфильтровывать радиоактивные аэрозоли, микробы, мелкодисперсные частицы размером в сотую долю микрона... Причем фильтр восстанавливает свои свойства после обработки паром. О значимости такой разработки для наших загрязненных городов особо распространяться не приходится. Думали, что в этом году начнем широкое внедрение фильтров, да не можем — налог мешает. Финансовые органы сэкономят на этом несколько десятков тысяч рублей. Сколько потеряет страна — подумать страшно! Зато лишних денег на потребительском рынке не будет.

— Они там будут, даже если вы закроетесь. Ведь согласно экономическому исследованию, проведенному народным депутатом Гавриилом Поповым по заказу ГКНТ в 1989 году, центры экономят средства заказчика. Неэффективная работа отраслевых НИИ и КБ обходится государству значительно дороже, чем деятельность центров

— Правильно. Денег на рынке не станет меньше. Зато стоимость разработок возрастет.

— Почему?

— Те центры, которые начинали свою деятельность 2—3 года назад, сейчас стабилизировались по объему заказов. Например, известный московский центр НТТМ «Внедрение» имеет объем заказов 4—5 миллионов рублей в год. Такой же как, скажем, в прошлом и позапрошлом году. Центр растет за счет дочерних предприятий. А значит, под налог не попадает. В основном под ударом оказываются молодые центры Как раз те, чье появление на рынке научно-технических услуг и привело к снижению цен на выполнение различных разработок.

— То есть сейчас конкуренция между центрами ослабнет и выжившие смогут монопольно диктовать свои условия заказчикам. А как налог повлияет на малоэффективные отраслевые научные организации?

— Укрепит их положение! У них годами устоявшийся фонд зарплаты и объем работ. Лишней работы они себе не ищут. А тут еще появится возможность «выкручивать руки» заказчикам. Научно-технический прогресс — единственная надежда нашей отсталой экономики — вновь потерпит ущерб.

— В общем, чувствую твою серьезную озабоченность судьбой центра.

— Да, вполне возможно, что ты говоришь с молодежным банкротом образца 1990 года. Но ведь такая судьба грозит не только нашему центру — вся система НТТМ может оказаться в этой незавидной роли

* » #

Говорят, история любит повторяться. И наказывать тех, кто не сделал выводов из ее уроков. В начале 70-х годов административно-командная система объявила центры НТТМ «персоной нон-грата» простым телефонным звонком в Минфин. Сегодня удар по нарождающейся рыночной экономике наносится на вполне законном основании.. Но результат-то может оказаться одинаков — факел молодежного движения, если и не погаснет разом так зачадит.

* * *

Мне 28 лет. В 1981 году, когда проходил службу на Крайнем Севере, всего за месяц до демобилизации получил серьезную травму. Во время тушения пожара пострадали руки Теперь инвалид, но после армии окончил бухгалтерские курсы, по мере сил работаю.

Не подумайте только, что пишу в редакцию из-за каких-то корыстных побуждений. Нет. Не нуждаюсь, есть квартира... Но порой делается очень больно и обидно. Особенно когда говорили, что не служил в Афганистане. Некоторые

после этого и разговаривать отказываются, говорят, что у меня чужое удостоверение. На бумаге льготы у нас одинаковые, а в жизни...

«Афганцев» я, конечно, уважаю, но, согласитесь, не дело, когда забывают «простых» инвалидов армии. А таких людей, поверьте, немало.

Прошу извинить за почерк, пишу одним пальцем, всего их у меня два — на обе руки.

А. Максимов,

инвалид 2-й группы

г. Калинин

КАК ЖИТЬ НА БЫВШЕЙ

«УДАРНОЙ»?

Пишет вам «вахтовик», правда, бывший. Внимательно слежу за публикациями «ТМ» по вахтовой проблеме (№ 4 за 1986 г ; № 12 за 1987 г.. №4 за 1988 г.; № 3 и 11 за прошлый год). Решил написать и сам Наболело.

В 1986—1988 годах работал машинистом установки А-50 (смонтированной на автомашине КрАЗ) в Долинс-ком управлении по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин. Контора наша находится в городе Долина Ивано-Франковской области, а работать мы летали в поселок Муравленково Тюменской области.

Чего только не насмотрелся я там за два года... На работу устроиться к нам можно только, как говорят на Западной Украине, «за сало» А проще говоря — за взятку, причем немалую. Начальство ведет себя по-барски, по принципу «что хочу — то и ворочу» Злоупотреблений — масса: недоплачивают за фактически отработанные смены, с мнением рабочих не считаются, заставляют работать на неисправной технике. Процветает воровство — не помню случая, чтобы новая машина пришла с неснятым радиоприемником. Постоянная напряженка со спецодеждой — те же полушубки, без которых на Севере ну просто никак, распределяются «по своим». Все ЧП, даже несчастные случаи, начальством скрываются. Сколько брошенной техники в тундре осталось!

Отношение к «вахтовикам» со стороны «постоянщиков», мягко говоря, прохладное. А ведь не секрет, что «вахта» обходится государству в 3—4 раза дешевле — не нужно размещать семьи приезжих, заботиться о соцкультбыте.

Вы подумаете, что я отыгрываюсь за какие-то свои личные обиды. Но таких «обиженных» в нашем управлении — десятки.

Пробовал я искать справедливости и в комиссии по трудовым спорам, и в парткоме. Но все кончилось тем, что пришлось мне в конце концов самому уволиться. Теперь работаю в другом месте.

Андрей ОРЛИК,

г. Львов бывший «вахтовик»

всех стран, соединяйтесь!

Ежемесячный общественно-политический, научно-художественный и производственный журнал ЦК ВЛКСМ

ВОПРОСЫ XXI СЪЕЗДУ КОМСОМОЛА

Q «Техника — молодежи», 1990 г.