Техника - молодёжи 1994-01, страница 45

Техника - молодёжи 1994-01, страница 45

Антология таинственных случаев

дело — Черный Альпинист...

Он вездесущ и неупоминаем всуе. О нем рассказывают, поеживаясь. Высок ростом. Весь в черном. Появляется преимущественно ночью, но не избегает и дня. Отметим черты, роднящие его со «снежным человеком». Лица не разглядеть (обратите внимание, даже в известных документальных кинокадрах Паттерсона лицо бигфута тоже не видно). Оставляет большие следы, как утверждают, без различимых пальцев. Обувь? Зимовщик упоминает босые ступни... Хотя на рыхлом снегу можно скорее прикинуть размер, чем определить форму. При встрече не разговаривает, как и «снежный человек». Его роль двояка: то поможет попавшему в беду, а то и погубит (как и «снежный»). Ему, опять же как «снежному», присущ необычный свист, которым он предупреждает об опасности. Версии происхождения Черного Альпиниста различны, но главное — в его существовании не сомневаются даже сочинители анекдотических баек.

Сергей Казанин из «Фантакрим-пресс» познакомил меня с записями минчанки Ольги Томашевской, одной из немногих интересующихся феноменом Альпиниста: «Эти истории я знаю с тех пор, как начала ходить в горы. Они производят неизгладимое впечатление на новичков, и трудно бывает заснуть после впервые услышанных легенд. Сужу по себе. Впрочем, легенд ли? Я усомнилась в

этом полтора года назад. Стоял ясный день, восхождение было медленным и унылым. Взбиралась по склону горы, почему-то повернула голову вбок и отметила, что отбрасываю две тени. Мне рассказывали о таких случаях — когда Солнце находится прямо над головой, происходят причуды небесной оптики, в которой я ничего не понимаю. Но во второй тени было что-то странное. Что?.. Я похолодела: у нее за спиной не было рюкзака... С тех пор я и стала собирать истории о Черном Альпинисте».

Говорит кандидат физико-матема-тических наук, инструктор по туризму Игорь Авеличев:

— Верю ли я в Черного Альпиниста? До 1987 года не верил, а когда увидел его сам — на вершине, на которую мы поднимались,— поверил. Весь черный, как монах. Он будто висел над скалой минут пять, а потом так же беззвучно исчез, как и появился.

А вот воспоминание Ирины Савва-теевой, дипломированного психолога, кандидата в мастера спорта по скалолазанию:

— Я с двумя спутниками спускалась с Эльбруса. Было еще светло, примерно четыре часа дня. Восхождение отняло у нас слишком много сил, и двигались мы с трудом. Очень боялись не успеть в лагерь до ночи. К тому же начинался сильный ветер со снегом. Мы не ели двое суток — как было решено, совершили так назы

Огромнейшие (более 1 м!) следы в 100 км от Петропавловска-Камчатского (хребет Кары-гин). Фото С.Гуселъниковой.

ваемое «голодное» восхождение. И сглупили: сил совсем не осталось. Я уже теряла сознание, когда увидела черную тень слева от меня. Она следовала за мной по пятам. Я страшно испугалась. Видимо, от страха от-куда-то взялись силы. Восприняла все, будто это моя смерть пришла за мной. И подгоняла своих спутников (они тоже видели тень). Так что добрались до лагеря засветло. Нет, галлюцинация исключается: мало того, что мой рассказ подтверждают те двое,—тень видели и другие, которые, обеспокоенные нашим долгим отсутствием, вышли навстречу. Первое, что они спросили: «А где же четвертый? Вас же было четверо!»

Есть ли в мире аналоги Черному Альпинисту? Конечно. Например, шотландский Большой Серый Человек на вершине Бен Мак Дуй. Еще в 1970 году вышла книга о нем А. Грея, выдержавшая несколько изданий. Сведениями из нее мы и воспользуемся в вольном переводе.

Первые сообщения о нем, как и о Черном Альпинисте, относятся к середине прошлого века, когда альпинизм как таковой начал входить в моду. Вот классический случай пережитого на Бен Мак Дуй страха, относящийся к 1891 году. Правда, профессор химии Лондонского университета Норман Колли решился рассказать о нем лишь в ноябре 1925 года. Впоследствии, как и всегда бывает, в искаженном до неузнаваемости виде эта история возникала не раз на страницах печати.

Итак, слово — очевидцу, известному не только как ученый, но и как один из выдающихся скалолазов своего времени:

«Я возвращался с вершины в тумане, когда осознал, что, кроме звуков собственных шагов, слышу и еще кое-что. На каждые несколько моих шагов приходился скрип-другой.

43