Техника - молодёжи 1994-01, страница 44

Майя БЫКОВА

ГОРНЫЕ ФЕНОМЕНЫ: БЕЛАЯ ДЕВА, ЧЕРНЫЙ АЛЬПИНИСТ, СЕРЫЙ ЧЕЛОВЕК

И ДРУГИЕ

Альпинист Леонид Замятнин как-то записал рассказ зимовщика Прцюта Одиннадцати («хозяина» этого маленького горного отеля на Эльбрусе).

— Странные вещи в горах случаются то и дело, особенно в непогоду. Смотришь на пламя свечи — а когда ночую один, движок не завожу, экономлю,— и... Не поверите, но как-то всю ночь отчетливо слышал немецкую речь и топот сапог на нижних этажах — кто-то наигрывал на губной гармошке... «Мистика,— усмехнетесь вы,— слуховые галлюцинации...» Интересно, мог ли я слышать немецкую речь, если б не знал, что в 1942 году здесь хозяйничали фашистские горные егеря дивизии «Эдельвейс»? Я гляжу на пламя свечи и вспоминаю тех, кто на моей памяти ушел на вершину Эльбруса и не вернулся... Слышу, как хлопает внизу входная дверь, как скрипят ступени лестницы... вот шаги замирают перед дверью... Жду до рассвета, но они так и не решаются войти...

Легенда гласит, что в одно прекрасное утро в ауле Урусбиево, что в Бак-санском ущелье, появилась группа иноземных альпинистов. Местные в это время воевали с враждебным племенем, все мужчины были в походе... Пришельцы уже отчаялись найти проводника, но им повезло: с гор спу

64-сантиметровый след на Памире. Фото Н.Потапова.

стился юноша и согласился их сопровождать. Когда они достигли середины горы, началась пурга. Решили было возвращаться... Но юноша пошел к вершине один — и не вернулся. Его долго искали, но так и не нашли. Тогда возлюбленная бедного юноши решила отправиться на поиски сама. Поднялась на Минги-Тау (так называют Эльбрус балкарцы) и обнаружила тело в глубокой ледниковой трещине... Говорят, что встреча с ней на снежных склонах предвещает беду.

Так возникло сказание об Эльбрус-ской деве. Оно, вслед за историей об Альпийской деве, не показалось бы мне интересным, и наш зимовщик бы тоже не поверил в эти россказни, если... Если бы сам не повстречал Деву лицом к лицу.

—... То, о чем хочу рассказать, случилось, если не ошибаюсь, в 1974 году. Весной. Я работал на базе МГУ на поляне Азау, у подножия Эльбруса. Вдвоем с начальником группы —старшим инженером Се-вой — сооружали мы поворотные щиты, используемые при моделировании снежных лавин. По мере сил помогали романтически настроенная девушка Лара и прилетевшая в гости Севина приятельница Лина. Ради нее он и решил организовать поход к Приюту Одиннадцати, со спуском на лыжах с высоты 4200 м до поляны Азау. Затея мне не очень понравилась: апрель, погода неустойчивая, можно подрезать лавину.

Уже на пешей части пути Лина начала отставать. Погода испортилась, посыпала мелкая снежная крупа. На станции «Мир» из-за протеста Севы ночевать не остались. Я хорошо знал путь к Приюту, был уверен в своих силах, и мы пошли, хотя я понимал, что делать этого не следует.

Мы с Ларой Прокладывали дорогу* чтобы друзья шли по нагйим следам. ТрйЖды, Kate в насаждении, принимали за Прйк)т бйлвШйе камни* которых я райьще не замечал. Кажется, заблудились. Начиналась пурга... Я рванулся вверх и вдруг, при вспышке молнии, разглядел серебристый кон

тур Приюта, но почему-то слева. Через мгновение он вновь скрылся в душном липком тумане. Какая странная погода... Смутное беспокойство охватило меня.

И тут я увидел фигуру в плаще-серебрянке. Человек спускался наперерез, не обращая на меня никакого внимания. Не слепой же он. Я двинулся навстречу, заслоняясь от летящего в лицо снега.

Пути наши пересеклись, и мы остановились метрах в ipex друг от друга. Я поднял глаза и почувствовал, что волосы на голове зашевелились, меня начал бить сильный озноб.

Женщина в чем-то серебристом и прозрачном, ниспадавшем до босых ступней, смотрела прямо в лицо, и я не мог отвести взгляда от этих пронзительных гипнотизирующих глаз. Начисто забыл, кто я, где я... Уже не владел собой.

... Неожиданно кто-то тронул меня за руку. Я вздрогнул и обернулся. Это была Лара. Когда же снова повернул голову, никакой женщины в белом не было.

— Видела что-нибудь?

- Нет.

«Черт-те что,— подумал я,— а ведь это была Эльбрусская дева. Если бы не Л арка...»

Зимовщика, однако, не покидало желание разобраться, куда же их занесло. Утром, несмотря на бушевавшую ночью пургу, следы еще можно было различить. Оказывается, вчера они с Ларой не дошли до Приюта каких-то 200 м. Следы вели влево, прямо на крутые ледовые сбросы. Здесь никогда не ходили. «Мой след оканчивался в трех шагах от обрыва. Ох и лететь бы мне...»

Такой виДят ее, оставшуюся на Эльбрусе, но она отнюдь не единственна; Не менее таинственен Черный Альпинист; Его родина — Памир, как считает собирательница турйстекогб фольклора Ларйса Не-упЬкоейй, йё Bctpe№rbcfl с Ним можно и в других местах. И если «снежный человек» вызывает у туристов насмешку и недоверие поболе, нежели у ученых, то совсем иное