Техника - молодёжи 1994-07, страница 64

Техника - молодёжи 1994-07, страница 64

Книжная орбита

О «МИРНОМ» УТЮГЕ И

Недавно показывали по телевидению один из самых моих любимых с детства фильмов — «Гусарскую балладу». Вот снова перед нами яростно-бесшабашный красавец — поручик Ржевский (анекдотов о котором сейчас чуть ли не больше, чем о Чапаеве!)... вот очаровательный (ая) Саша Азаров (а)... вот сцена очередной между ними дуэли — в барском доме, только что освобожденном от французов... вот во весь экран боевой пистолет... И в который раз убеждаюсь, что «во многой мудрости многая печали»: не мог такой пистолет быть в той дуэли, в 1812 году,— он поступит на вооружение Русской армии только тридцать с лишним лет спустя.

Помните эпизод из «Войны и мира» в ночь перед освобождением пленных? Юнкер Ростов предлагает от молодой душевной широты товарищам по оружию кремни, если «может, у кого-то кремни по-оббились» (цитирую по памяти). А ба-рышня-гусар Азарова стреляет на экране не из кремневого, а из капсюльного пистолета казенного (не дуэльного!) образца.

Узнал я об этом года через три после первого знакомства с фильмом Рязанова, будучи уже учащимся Тульского механического техникума имени С.И. Мосина. То есть одним из будущих специалистов-оружейников — «казюков», как говорят в Туле. Узнал от замечательного человека, большого знатока стрелкового оружия, нашего преподавателя М.Н. Таныгина...

Впрочем, фильм от этого меньше нравиться не стал. Да и откуда было съемочной группе — и тем более широкой публике — знать всякие подробности о стрелковом оружии XIX века? Иное дело — сейчас, когда я держу в руках симпатичную книжку «Пистолеты и револьверы», первую из многотомной «Энциклопедии техники», издаваемой «Техникой — молодежи».

В юности, изучая по школьной программе В. Белинского, я очень возмущался, что он в своих статьях чуть ли не целиком цитировал художественные произведения, разбор которых производил. Признаюсь: ловлю себя на желании длинно цитировать статьи и главы этой книги. И не удержусь от цитат. Скажу для начала, что даже я, человек в этом вопросе довольно искушенный, узнал из нее массу нового. А насколько увлекательно будет читать ее всем, кто интересуется оружием... Я им просто завидую — удовольствие у них еще впереди.

Разве не любопытно прочесть, например, что, так как «у ранних образцов огнестрельного оружия имелась масса недостатков... создатели ружей и пистолетов вплоть до XIX века пытались совместить свойства всегда готового к бою холодного и огнестрельного. Результатом их усилий стали пистолет-сабля, пистолет-шпага, пи-столет-кортик, пистолет-нож, чекан-бер-дыш, даже пистолет-рогатина... В наших музеях немало образцов такого оружия...». А в 1782 году тульские мастеровые презентовали императрице Екатерине Великой оригинальный пистолет-чернильницу-под-свечник из вороненой стали, искусно обработанный и покрытый украшениями. Своеобразна и подставка этого стреляющего сувенира в виде ног в высоких сапогах с отворотами.

О самом издании. Отличная плотная бумага, четкий шрифт, цветные иллюстрации и схемы устройств механизмов и узлов.

Удачно само расположение рисунков, позволяющее быстро отыскать нужный раздел...— все это, я не сомневаюсь, может служить прекрасным справочным материалом для художников и писателей, кинематографистов и театральных бутафоров, а также всех тех, кто читал книги Фенимора Купера, Эдгара Берроуза, М. Волконского, Д. Чейза, Ю. Семенова и многих-многих других.

«Орудие убийства»,— скажет, конечно, кто-то. Но любовь к оружию, умение им владеть всегда и везде считались доблестью и высоким искусством (не случайно прекрасными стрелками были А. Пушкин и Э. Хемингуэй). Впрочем, и топором можно построить Кижи, очистить место под пашню, а можно и раскроить череп... А как удобен для этой «операции» утюг, который ну никак оружием не назовешь! И вот тут хотелось бы немного пополемизировать. В разделе «Вместо заключения» авторы пишут: «Следует ожидать появления новых боеприпасов. Пример тому — газовые патроны к огнестрельным карманным пистолетам, предназначенным исключительно для самообороны»(выделено мной. — С.Я). Позволю себе не согласиться с такой категоричностью. Как работнику центрального аппарата МВД России мне ежедневно доводится читать сводки происшествий, в которых время от времени мелькают сообщения, что с помощью газовых пистолетов совершено ограбление, отнят у владельца автомобиль, выстрелом над дверной цепочкой нейтрализован хозяин ограбленной квартиры — этот список можно было бы и продолжить... Однако ни разу не доводилось читать о том, что кто-то защитил себя с газовым оружием в руках, задержал с его помощью злодея. Отдаю себе отчет, что на это могут быть разные причины... но, тем не менее газовое оружие, более доступное в противовес боевому, провоцирует легкость своего применения не столько для самозащиты, сколько для нападения без боязии убить, «пойти на мокруху». И еще — ведь нормальному, не приученному к оружию человеку дай в руки хоть газовый, хоть «огнестрельный» пистолет, он все одно не сумеет им в нужную минуту воспользоваться, так как не готов к этому психологически, нет у него и должных навыков обращения с ним.

Но это, так сказать, лирическое отступление. Мы говорим о замечательной, своевременной, относительно дешевой по сравнению с шикарнейшим и подробнейшим изданием А.Б.Жука и, значит, более доступной для широкого читателя книге. Ничуть не умаляя достоинств фолианта Александра Борисовича, скажу, что книжка авторского коллектива в составе М. Плотникова, Е. Тихомировой, Ю. Шокарева, М. Петровского, редактора-составителя И. Боечина актуальна и угадала как раз под выход Закона России «Об оружии». А потому если кто-то еще не читал ее, не рассматривал, не изучал ее многочисленных красочных иллюстраций, то я очень рекомендую заполнить сей пробел в самообразовании и место на книжной полке, для которой она может стать воистину украшением.

Станислав ЯБЛОЧКИН,

подполковник милиции

К 3-й стр. обложки

В «ТМ» № 11 за 1990 год мы рассказала о «кольцегранниках» москвича Александра Кушелева. На основе собственной теории он изготовил весьма необычные (и очень красивые!) структурные модели ряда элементарных частиц, атомов, кристаллов. Но оказывается, в тех моделях воплотилась лишь малая часть его грандиозных идей и проектов. Сейчас под руководством Александра работает целая лаборатория «Наномир», где исследуется... все. Да — не больше и не меньше, как все мироздание. Многочисленные направления лаборатории объединяет поиск универсальных структур, лежащих в основе самых различных природных объектов и процессов, а также технических устройств. Многоуровневая организация материи «по Кушелеву» прослеживается от Гигамира (вся видимая Вселенная) через Мегамир (галактики, звезды, планеты), макромир (дома, люди), мезомир (пылинки, живые клетки), микромир (атомы, их ядра, элементарные частицы), и далее — в глубины наномира, пико-мира, фемтомира... сам автор пока не видит тут предельного уровня. Но судя по названию лаборатории, особое внимание «исследователей всего» привлекает именно наномир. И на то есть очень веские причины...

Александр КУШЕЛЕВ,

инженер

Татьяна МАСГРУКОВА,

психолог

5000 ЛЕТ ЭВОЛЮЦИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ТЕХНИКИ

Что такое эфир? В ответ на этот провокационный вопрос одни пожмут плечами и посоветуют не увлекаться чепухой, другие скажут, что с натяжкой таковым можно считать физический вакуум, третьи начнут развивать теории одна другой оригинальнее. Но в данной статье «эфирная» тема — только завязка. А дальше речь пойдет о побочном, но поразительном результате наших опытов.

Мы исходили из того, что в сверхмалых масштабах (в «наномире») у

62