Техника - молодёжи 1995-01, страница 56

Техника - молодёжи 1995-01, страница 56

Добротная игра актеров, безукоризненный монтаж эпизодов, музыкальный ритм сменяющих друг друга кадров, то стремительных, то нарочито замедленных, наконец, собственно музыка -редкостная по совершенству композиция Ванге-лиса - делают картину зрелищем притягательным.

Если же просмотренная лента побуждает перелистать труды историков и географов - поблагодарим ее создателей и за это.

Обретение новых территорий редко кому давалось без большой крови. В новое время английские колонисты на значительной части континента потеснили его коренных обитателей. В 1776 году британская колония объявила независимость и стала расширять границы уже как суверенное государство - Соединенные Штаты Америки. А столетие спустя наступил заключительных этап в почти непрерывной цепи войн с индейцами... Событиям вековой давности и посвящен телесериал

СЫН УТРЕННЕЙ ЗВЕЗДЫ (Son of the Morning Star), США, The Mount Company & The Preston Stephen Fischer Company совместно с Republic Pictures Television, 1990. 183 мин., (в).

JHJ^

jM

Режиссер Майк Роуб.

В ролях: Гэри Коул, Розанна Аркетт, Стенли Андерсон, Эд Блэтчфорд, Родни Э. Грант, Дэвид Стрейтерн, Дин Стокуэлл.

К разряду "вестернов" эту историческую драму можно отнести с натяжкой. Среди многочисленных фильмов "про индейцев" ее выделяют как минимум два обстоятельства. Первое - масштабность съемок: в батальных сценах задействованы несколько сотен всадников. Второе - попытка показать события без прикрас: боевые действия воссозданы без тени романтизма, с беспощадной прямотой и жесткостью - чего стоит тошнотворный скрип срезаемых скальпов! О том, насколько эта попытка удалась и была ли до конца искренней, -чуть ниже.

Поставленный по одноименному роману Эвана С. Коннэлла, фильм сохранил повество-вательность литературного произведения. Изобразительный ряд нанизывается на дикторский текст, закадровый голос персонажа поясняет воссозданные на экране события. Рассказчика два - по одному от каждой из конфликтующих сторон. От имени белых говорит любящая супруга главного героя - генерала Джорджа Армстронга Кастера, честолюбивого служаки и жес окого карателя (одним из его

прозвищ и озаглавлен сериал). Краснокожих представляет индеанка, жена племенного вождя, носящего имя Бешеная Лошадь. "Сын Утренней Звезды" основан на реальных фактах: так было, тут ни прибавить, ни убавить. Белые колонизаторы в непреклонной борьбе за новые пашни, пастбища и рудники перемещали, загоняли в резервации либо уничтожали посмевших противиться их воле аборигенов; индейцы жестоко мстили солдатам Великого Белого Отца, как называли в вигвамах президента Соединенных Штатов Америки. Но если варварству "синих мундиров" отведен едва ли не единственный эпизод (ночное нападение Кастера на мирный лагерь шайенов), то избиение белых превосходящими силами краснокожих в знаменитом сражении на реке Большой Белый Рог в 1876 году изображается долго, детально, со всеми подробностями.

Великая вещь - экранное время. То, что Ка-стер приказал стрелять в женщин и детей, а затем включил эти невинные жертвы в число потерь противника (!), к концу фильма успевает забыться, по крайней мере на уровне эмоций. А сцены мародерства "свирепых дикарей", которые добивают раненых солдат и раз

девают убитых до нижнего белья, долго не изгладятся в памяти их светлолицых соотечественников. Умело используют авторы и прием повтора: в скольких эпизодах появляется и гордо реет звездно-полосатый флаг, тактично умолчим.

Что нам заокеанские страсти! Под недавним алым и нынешним трехцветным - от своих голова идет кругом. Какую, возможно, неожиданную для создателей сериала, мораль способен извлечь из него замороченный "новым мышлением" абориген Старо о Света? Сегодня, когда мысль о единой американской нации улыбчивые преемники президента Улисса Симпсона Гранта успешно трансформировали в идею мирового сообщества - с их правилами игры, с их доминирующими ценностями, - неплохо вспомнить судьбу Сидящего Буйвола, Бешеной Лошади и многих-многих других, не вписавшихся в рамки чуждой цивилизации.

...В свое время Колумб так охарактеризовал островитян-индейцев: "Эти люди столь послушны, столь миролюбивы, я мог бы поклясться... что нет на свете лучше народа. Каждый из них любит ближнего, как себя самого... и, хотя это верно, что они наги, их нравы пристойны и заслуживают похвалы". Но допропо-рядочный христианин искренне полагал, что индейцев следует заставить работать, сеять

хлеб... а также перенять наши обычаи". Спустя без малого четыре века вот что ответил на притязания бледнолицых военный вождь объединенных сил краснокожих - хункап по имени Пици (Ссадина): "Мы родились нагими и научены охотится и жить добычей. Вы говорите нам, что мы должны научиться земледелию... и перенять ваши обычаи. Представьте себе, что люди, жившие за большим морем, пришли бы и сказали вам, что вы должны перестать заниматься земледелием, убили бы ваш скот и отобрали бы у вас дома и земли. Как бы вы поступили? Стали бы вы сражаться с ними?" Эти выдержки взяты из редкостного, возможно, единственного в своем роде, произведения - книги Ди Брауна "Схороните мое сердце у Вундед-Ни: История американского Запада, рассказанная индейцами" (М., "Прогресс", 1984). В ней вы встретите имена, уже знакомые по сериалу, услышите подлинные свидетельства коренных жителей Нового Света, на их беду, так-таки открытого настырным генуэзцем.

...В фильме "Сын Утренней Звезды" есть знаменательный эпизод. На приеме у Гранта в Белом доме вождь племени оглала-сиу по имени Красное Облако с учтивой гордостью отказывается от предложенного стула и привычно садится на пол. В естественной позе легче сохранить прямоту осанки — даже в навязанном диалоге с более сильным партнером. ■

В ЗАПИСНУЮ КНИЖКУ ВИДЕОЛЮБИТЕЛЯ

Наиболее известные фильмы с участием Жерара Депардье (через косую черту даются варианты названий в российском кино- и видеопрокате):

Натали Гранже (Франция, 1973) Женщина с Ганга (Франция, 1974) Венсан, Франсуа, Поль и другие (Франция — Италия, 1974) Вальсирующие (Франция, 1974) Последняя женщина (Италия, 1975) Семь смертей по рецепту / В сетях мафии (Франция, 1975) Двадцатый век (Италия, 1976) Барокко (Франция, 1976) Бакстер, Вера Бакстер (Франция, 1977) Скажите ей, что я ее люблю (Франция,

1977)

Грузовик (Франция, 1977)

Достаньте ааши носовые платки (Франция,

1978)

Прощай, самец / Мечта обезьяны (Италия, 1978)

Холодная закуска (Франция, 1979) Пробка (Италия — Франция — Испания — ФРГ, 1979)

Собаки / Собаки в городе (Франция, 1979) Пулу (Франция, 1980) Последнее метро (Франция, 1980) Мой американский дядюшка (Франция, 1980)

Женщина по соседству (Франция, 1981) Невезучи е (Франция, 1981) Возвращение Мартина Герра (Франция, 1982)

Дантон (Польша — Франция, 1982) Выбор оружия (Франция, 1983) Беглецы (Франция, 1984) Папаши (Франция, 1984) Супруги (Франция, 1986) Жан де Флоретт (Франция, 1987) Слишком хороша для тебя (Франция, 1990) Зеленая карточка / Вид на жительство (США, 1990)

Камилла Клодель (Франция, 1990) Сирано де Бержерак(Франция, 1990) Все утренние часы мира (Франция, 1991) Жерминаль (Франция, 1992) 1492 год: Завоевание рая (США, 1992) Мой отец, мой герой / Мой папа — герой (США, 1993) Ш

ПРОСВЕТИТЕЛЯ

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 '9 5

37

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Техника молодежи бакстер

Близкие к этой страницы