Техника - молодёжи 1995-01, страница 55ВИДЕОСАЛОН Искусство словесности, сначала устной, а затем и письменной, началось, по сути, с жанра землеописаний и путевых заметок. Что такое древние мифы, как не отчеты о командировках разноплеменных богов и героев? Что есть Ветхий завет в значительной его части, как не свод историко-географических сочинений? А великие творения нового времени? "Путешествия Гулливера', "Записки Пиквикского клуба' и "Мертвые души" роднит при всей несхожести то, что в основе их сюжетов - странствия центральных персонажей... Кинематограф - младший сын литературы - не преминул воспользоваться ее тысячелетним опытом вечной странницы. А поскольку на Запад труженики пера и объектива тоже любят отмечать круглые даты очередными свершениями, постольку мировую фильмотеку пополнила картина 1492 ГОД: ЗАВОЕВАНИЕ РАЯ (1492: Conquest of Paradise), США, Percy Main/Legende/Cyrk совместно с Odyssey Distributors, Ltd., 1992. 157 мин., (в). Режиссер Ридли Скотт. В ролях: Жерар Депардье, Арман Ассан, Лорен Дин, Анджела Молина, Фернандо Рей, Майкл Уинкотт, Сигурни Уивер. 500-летие обретения Нового Света бледнолицые обитатели верхней из Америк ознаменовали сразу двумя фильмами. Но лента Джона Глена "Христофор Колумб - Открытие" затерялась на просторах нашего отечества (по слухам, завезли мало "оригиналов"), а вот фильм Ридли Скотта по сей день не сходит с прилавков. Что и неудивительно: в главной роли снялся признанный любимец отечественного зрителя - Жерар Депардье. Сын рабочего, воришка в детстве и автоугонщик в отрочестве, борец за мир и начинающий актер в юности - к 80-м годам он стал одним из едущих киноартистов Франции, завоевал сердца евразийцев и обратил взоры за Атлантический океан. Его экспансия в заповедные владения Голливуда началась с незамысловатой роли французского эмигранта в комедии "Зеленая карта (Green Card), известной у нас также под азванием "Вид на жительство". Но чтобы во плотить образ первооткрывателя Америки, Депардье пришлось совершить своего рода по двиг: перед пробами на роль он срочно похудел более чем на пуд и научился говорить по-английски без акцента. Игра стоила свеч: сдержанно принятый критиками, фильм имел большой успех в прокате. Прохладное отношение знатоков объяснимо: событийная канва картины лишь приблизительно соответствует биографии великого генуэзца и истории его открытий. Создатели фильма, видимо, соблазнились романтической версией своего земляка - блистательного беллетриста Вашингтона Ирвинга и его последователей, поставив в центр интриги "легенду о великом споре Колумба с хунтой сапаманкских ученых-мракобесов". (Саламанка - университетский город, один из центров европейской науки, а цитируется книга советского исследователя Якова Света "Колумб", вышедшая в серии "ЖЗЛ" в 1973 г.) "По Ирвингу, Колумб выступил в университете на публичном диспуте и посрамил ученых невежд, которые отвергали теорию шарообразности Земли и на этом основании отклонили проект великого мореплавателя... Увы, никакого торжественного диспута не было. Но даже если подобная дискуссия состоялась бы, ни один... саламанский педант не решился бы... доказывать, что Земля не шар... В XV веке... сферичность Земли признавалась аксиомой". В фильме решает дело едва ли не личное обаяние героя, очаровавшего королеву Кастилии Изабеллу своей прямотой и фанатичной верой в успех задуманного предприятия. На деле понадобились многолетние хлопоты почти десятка царедворцев - ходатаев по делу Колумба, постепенно склонивших королевскую чету к благо приятному для него решению - снарядить корабли на поиск западного пути в Индию. Но нелепо требовать от художественного произведения полного и окончательного истори ма. Это в науке могут соседствов тъ несколько взаимоисключающих друг друга версий, а сочинитель вынужден остановиться на одной, и велико искушение избрать не самую достоверную, но самую эффектную. Строго говоря, лента, о которой идет речь, не является жизнеописанием Колумба. Показан лишь самый плодотворный период его земного бытия - с 1492 по 1503 год. Опущена практически вся преды тория великого плавания. Авторы фильма как бы подразумевают, что биография героя - сына потомственного суконщика из Генуи, ставшего моряком, - хорошо известна просвещенным соотечественникам, и концентрируют внимание на сугубо худож ственных задачах. Основной конфликт картины связан не только и Анатолий ВЕРШИНСКИЙ не столько с историей географических открытий. В общечеловеческом, нравственном плане - это столкновение мечты и реальности. В социально-этическом - проблема праведности власти, столкновение просветительской воли культуртрегеров и природного права "цивилизуемого" народа на исконный уклад жизни. (С античных трагедий до пушкинского "Бориса Годунова" и далее тема аласти - одна из главных в творчестве писателей и артистов. Почему - вопрос особый. Видимо, не только потому, что она общезначима для всех людей - читателей и зрителей - и, следовательно, неизбежно привлечет их внимание, но и потому, что, по сути своей, чувство апастп над себе подобными генетически родственно другой всепоглощающей страсти честолюбца, читай творца, - жажде славы, известности, избранности - то есть аласти над умами и сердцами себе подобных. Недаром так часто уходят в политику несостоявшиеся сочинители, а государственные мужи, казалось бы, пресыщенные реальной апастъю, кропают вирши, претендуя на власть иллюзорную. Но это к слову.) Известно, что тяжкой дланью цивилизатора движут благие намерения. Известна и дорога, мостимая ими... Колумб, каким его рисуют создатели картины, открывает Новый Свет, мечтая обустроить его по законам гармонии. Удостоенный рыцарских почестей и ненависти завистников, он снаряжает вторую, невиданную по размаху, экспедицию (семнадцать кораблей, полторы тысячи колонистов, в том числе несколько монахов для крещения индейцев) - и отказывается ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 '9 5 взять на борт судью: на открытых им островах, говорит он нет пре тупности Первый город но-вообретенного мира Адмирал Моря-Океана закладывает (волей сценариста) по чертежам великого соотечественника Леонардо да Винчи, мало сообразуясь с реальными условиями времени и местг 'Предвосхищая" утопистов последующего столетия, Колумб-Депардье полагает, что в идеальном полисе-государстве работать будут все: от индейца, которого он почитает равным белому, до наиблагороднейшего дворянина Включая его самого - новоиспеченного дона Кристобаля. Речь не о том, насколько экранный образ близок реальному Колумбу, практичному сыну жестокого века, отягощенного кострами святой инквизиции и трюмами каравелл с живым товаром - невольниками с покоренных побережий Африки. Навер ное, действительность была грязнее, нежели это изображено в фильме. Но и показанное впечатляет: взбунтовались индейцы, поневоле превращенные в рабов - добы чиков скудного золота, раскололись на два лагеря и затеяли междуусобную бойню соратники Колумба... И он, апологет идеального мироустройства, вынужден прибегнуть к тем самым казням, которые столь противны были ему в Испании. "Земной рай", как окрестили цветущие острова их открыватели, оборачивается адом. Мстит пришельцам даже природа: грозы и ливни губят творения рук человеческих, построенные в сказочно красивой, но гиблой бухте, а малярия косит людей. Итог закономерен: вице-король Индий Христофор Колумб обвинен в бездарном правлении, неправедных казнях, унижении высокородного дворянства и в кандалах отправлен в Кастилию... Его вскоре освободят, реабилитируют и милостиво позволят снарядить новую экспедицию... но справедливость никогда не торжествует вполне: материк, побережья которого он успеет открыть, нарекут именем его соплеменника и последователя флорентийца Америго Веспуччи. Не по годам стар Колумб в заключительных сценах. И все же дух мореплавателя не сломлен: велик запас прочности, переданный ему в наследство храбрыми и предприимчивыми предками. Он знал, на что шел - в прологе кинопостановки, в словах, обращенных к сыну, будущему его биографу, звучит жесткое кредо первопроходца: "Ни одно из достижений человеческого прогресса не достигалось всеобщим согласием. Тот, кто просвещает других, идет за этим светом, несмотря на других". При всех недостатках сценария фильм удался. ТЯЖКАЯ ДЛАНЬ 36
|