Техника - молодёжи 1995-04, страница 6

Техника - молодёжи 1995-04, страница 6
ЮЛА ВЛОЖИТЬ КАПИТАЛ?

ВЗНАНИЯ

— Кумиры нынешнего времени — преуспевающий бизнесмен, банкир, наконец, просто оборотистый торговец. А инженеры — бедствуют. Неудивительно, что молодые люди задаются вопросом: зачем учиться? Чтобы нищенствовать, как собственные родители, закончившие вузы? Что вы им могли бы сказать, Виктор Иванович?

— Если вообще об образовании, наверное, начал бы с традиционного примера. Вы слышали, что каждая очередная "мисс Америка" неизменно заявляет: полученные за победу 25 тыс. долл. потрачу на обучение? Или: что в развитых странах множество людей трудятся в поте лица только затем, чтобы скопить деньги на поступление в университет?

На Западе поняли: главный капитал — образование. Это самое выгодное вложение средств. Потому что на рынке труда высококлассный специалист всегда в дефиците. А вот в той же мелкой торговле, сфере услуг — конкуренция жуткая.

Теперь конкретно об инженерах. Посмотрите, кто самые обеспеченные люди на планете. Их список возглавляет Б.Гейтс. Он начал с того, что, будучи программистом, придумал для машин IBM операционные системы, ставшие сегодня самыми популярными в мире. Гейтсу ненамного уступают и создатели первого персонального компьютера Apple, завоевавшего все страны. А ведь он был сделан в гараже

Если проследить историю многих знаменитых компаний (скажем "Форд", "Белл"),

утверждает

проректор Московского инженерно-физического института В.И.Метечко.

можно увидеть: в их истоке лежит инженерная идея. Уже потом вступали в дело торговля, бизнес.

— Все это, конечно, поучительно, однако разговор об обширных перспективах, богатстве наш инженер, в его нынешнем положении, может воспринять как насмешку...

— Если жить исключительно сиюминутными интересами, то вы, очевидно, правы. Но при здравом размышлении, наверное, каждый согласится: трудные времена должны кончиться. Не может страна долго жить подобным образом. Постепенно все так или иначе нормализуется. Человек вернется к вечным ценностям. И главному из них — знаниям. Молодым людям, решающим свою судьбу, задумывающимся, кем быть, я бы посоветовал иметь это в виду.

— Во многих технических вузах недобор студентов. Наверное, и ваш институт, готовящий много специалистов для атомной промышленности, не миновала та же участь? Особенно если учесть резонанс в обществе, который вызвала авария в Чернобыле.

— Судите сами. Конкурс в прошлом году составлял у нас 1,5 человека на место, а заявок от организаций, желающих взять на работу "мифистов", почти вдвое превышал число выпускников. Кстати, мы готовим инженеров по 11 специальностям, в частности, физиков-теоретиков, экспериментаторов, инженеров по ядерным установкам,

Ядерный реактор в учебном корпусе МИФИ.

Юрий МЕДВЕДЕВ

электронике, автоматике, программистов, кибернетиков и т.д. Около 30% из окончивших в 1994 г. вуз устроились в коммерческие структуры, например, банки. Остальные пошли главным образом на предприятия Минатома.

Вообще разговоры о крахе, свертывании атомной промышленности не соответствуют действительности. Сейчас идет подготовка к пуску Армянской АЭС, вновь встал вопрос о строительстве Крымской, хотят иметь у себя АЭС Белоруссия, Украина, Казахстан. Желают строить станции многие страны дальнего зарубежья, прежде всего Азии и Африки. Так что спрос на специалистов в ядерной отрасли велик, а будет еще больше. И молодежь поняла это, сориентировалась в ситуации, отсюда и большое число желающих к нам поступить.

— Хотя учиться здесь очень сложно. Один из ваших студентов на вопрос, почему не выбрал вуз полегче, ответил довольно неожиданно: МИФИ предоставляет больше шансов завершить образование на Западе и устроиться там на работу. Ведь, например, в университетах США среди студентов физических факультетов почти сплошь выходцы из Азии, Латинской Америки, Восточной Европы и всего 1—2 американца. Молодые люди этой страны якобы предпочитают стать медиками, юристами, бизнесменами. Учиться проще, а денег потом будут зарабаты-

В лаборатории вычислительной техники.

вать куда больше. Словом, на рынке труда есть вакансии, и наши ребята готовы "пахать" 5 лет в МИФИ, чтобы их заполнить.

— Ну что же, есть и такой подход. Из МИФИ после окончания 4 курсов ежегодно 70 — 80 человек, пройдя необходимые тесты, уезжают в западные университеты и институты. И сегодня это уже никого не удивляет. Пожалуй, больше удивляет другое — как быстро меняется наш студент.

Какова была раньше его цель? Признаемся: у подавляющего большинства — получить диплом. Потому что независимо от того, как ты учился, по душе профессия или нет, вся дальнейшая жизнь уже расписана государством: молодой специалист с окладом 120 руб., через 3 года — 140 руб., продвижение наверх, когда кто-то уйдет на

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 4 ' 9 5