Техника - молодёжи 1996-01, страница 9но иллюстрировать и учебники по кораблестроению, и морскую беллетристику. Но есть и еще одна грань дарования Андрея Лубянова, которая делает его фигурой совершенно уникальной не только в отечественной маринистике, но и, быть может, в мировой,— художник абсолютно достоверно воссоздает то, что скрыто от глаз человеческих либо завесой времени, либо многометровой толщей океанской воды. Никто, например, не видел, как отделяются и всплывают во время катастроф спасательные камеры подводных лодок; как ложатся на грунт сами лодки. Лубянов же "видел" — внутренним взором худож ника. "Видел" и запечатлел на своих полотнах, где субмарины изображены в их родной стихии — на глубине, куда не пробивается солнечный луч. Но даже там, в этом царстве вечного мрака, он подметил изумительную игру красок и теней. Поразительна картина Лубянова, изображающая упокоившуюся на грунте громадину подводного ракетоносца К-219, ставшего саркофагом для старшего матроса Виктора Преминина, который ценой своей жизни заглушил его атомный реактор. Один из самых драматических сюжетов в истории подводного флота представлен на 1 -й стр. обложки журнала: от тонущего "Комсомольца" отделяется спасательная камера. В тот момент в ней находились пять человек, включая и командира атомарины капитана I ранга Ванина. В живых же остался лишь один — мичман Виктор Слюсаренко, единственный в мире подводник, которому удалось спастись с глубины в полтора километра. Когда он увидел эту картину, у него непроизвольно задрожали губы — он как бы заново пережил драматическое событие... Андрей Лубянов — личность, без сомнения, яркая, самобытная и многогранная. И... брошенная на произвол судьбы. Вместе со своей "галереей". Раньше, когда еще не было границ между Россией и Крымом и когда не приходилось искать спонсоров, которые оплатили бы поездку, он сам отвозил свои картины и в Питер, и в Таллин, и в Минск, где его выставки покоряли и восхищали даже людей, далеких от флота. Ныне художник стал "не выездным"— любая поездка в Россию и другие бывшие союзные республики ему не по карману. Печально. Печально сознавать, что уникальное творчество не находит выхода в широкий человеческий мир, а обречено на забвение в границах "острова Крым". Николай ЧЕРКАШИН |