Техника - молодёжи 1998-06, страница 42

Техника - молодёжи 1998-06, страница 42

БЕЗОПАСНОСТЬ

прецедента, чтобы запрещали оригинальные трансмиссии, к коим относится предлагаемое устройство. Да и вообще: технический прогресс остановить нельзя, он обязательно скажется на конструкции гоночных автомобилей, что, собственно, и происходит, но не так быстро, как хотелось бы.

Если говорить об обычных автомобилях, то «пружинный маховик» нужнее всего, пожалуй, на городских автобусах, где он мог бы помочь, кроме всего прочего, рекуперировать энергию при их частых торможениях. То есть когда маховик получает разгон не от двигателя, а от замедляющейся машины. Такой процесс вполне возможен, что показано мной и теоретически, и экспериментально — на моделях. Конечно, сам агрегат при этом

та в автобусе для дополнительных килограммов и миллиметров больше, чем на гоночном автомобиле. Тут масса агрегата с той же энергией может достигать 100—150 кг.

На современных легковушках максимальная мощность двигателя используется достаточно редко: пожалуй, только при маневрах — обгонах и в самом конце разгона до большой скорости. А потому было бы очень заманчиво ставить на них двигатель невысокой мощности, примерно 40 кВт на 1 т массы, обеспечивающий 130 — 140 км/ч, и дополнять его «пружинным» маховиком, эпизодически прибавляющим столько же или чуть больше киловатт. И машина стала бы «престижной» по мощности, и силовой блок при этом не был бы уродливо большим и «прожорливым», да и налог снизился бы — платить-то приходится с мощности двигателя, а не маховика, что тоже немаловажно.

Впрочем, трудно назвать транспортное средство, которому не нужна была бы временная дополнительная мощность. Тягачу она нужна, чтобы преодолевать подъемы не сбавляя скорости. Трактору — чтобы пахать на почвах различной плотности не останавливаясь и не переключая передачи. Вездеходу она нужна для повышения проходимости на тяжелых участках, чтобы, не дай бог, не остановиться и не завязнуть. Можно перечислить и другие, уже нетранспортные машины, но, пожалуй, пора остановиться. Ведь для начала автору вполне хватило бы использования его изобретения там, где оно наиболее легко и эффективно реализуемо — на гоночных автомобилях. □

«Я знаком с изобретениями профессора Н. В. Гулиа уже давно. С первого взгляда, они кажутся

они были изготовлены и проверены на экспериментальных стендах или автомобилях. Сейчас во всем мире автомобилестроители пытаются создать «гибрид» двигателя с накопителем, повышающий динамичность и экономичность машины. Гулиа решает эту проблему нетрадиционно. Его «пружинный» маховик очень ценен для автомобилей, особенно для городских автобусов и, конечно же, гоночных машин».

B.В.Селифонов, профессор кафедры «Автомобили» Московской государственной Академии автомобильного и тракторного машиностроения.

«Дополнительная мощность в критических моментах соревнований — настоящий подарок для гонщика. А потому предложение профессора Н.В. Гулив должно заинтересовать создателей рекордных гоночных автомобилей, в основном, специальных. При этом новые технические решения, как обычно и делается, должны быть согласованы с техническими комитетами соответствующих федераций автомобильного спорта — Российской или Международной».

C.В.Успенский, автогонщик, мастер спорта международного класса. Ш

КОМПЬЮТЕР РАССЛЕДУЕТ

Настоящее научное расследование не имеет ничего общего ни с наукой, ни с расследованием.

Отец Браун, сыщик-интеллектуал старой школы

Другой метод — курение пенковой трубки в те Шерлока Холмса — здесь тоже не подходит.

Пьер Кэвел,

«крутой» сыщик современного образца

Добудь мне хоть какую-нибудь зацепку, Арчи! Я не могу фехтовать с тенью.

Ниро Вульф, сыщик, сочетающий интеллектуальность с «крутизной»

Воссоздание точной картины дорожно-транспортного происшествия (ДТП) — дело, нужное не только ГАИ, прокуратуре и суду, дабы взыскать с виновного. И не только автовладельцам, чтоб «быть умнее». Оно необходимо также автомобильным заводам — I повышения безопасности выпускаемых иин. Кроме того, если точно знать, как деформируется автомобиль при ударах, можно подправить его конструкцию, чтобы в случае чего ремонт кузова обошелся дешевле. Нынешняя повальная компьютеризация охватила — наконец-то — и сферу транспортно-аварийного сыска.

Впрочем, роль следователя — точнее, ОБСЛЕДОВАТЕЛЯ — отнюдь не принижена и не умаляется: первой фазой современного ДТП-детекти-)стается сбор вещественных доказательств. Компьютерному мозгу надо с чего-то начать — поэтому место происшествия обследуется столь же тщательно, как во времена Габорио. (Справка; Эмиль Габорио — французский писатель, прославившийся в середине XIX в, романами о сыщике Лекоке.) Подбирают кусочки стертой резины, прилипшие к асфальту, осколки кла, металлические опилки, осматривают масляные и бензиновые пятна на дороге, детально описывают повреждения, нанесенные окружающим предметам — деревьям, заборам и т.д., фиксируют вмятины, трещины и пробоины на кузовах...

Тактика сбора фактов принципиально не отличается от холмсо-дюпеновской: внимание,, наблюдательность, дотошность, дедукция, индукция etc. Разница в том, что современные технические средства берут на себя гораздо большую часть задачи, нежели 100 — 150 лет назад. Глубокой ночью столкнулись два автомобиля, у одного из них — предполагаемого виновника — разбились фары, но были ли они включены? Нет проблем: рассматриваем в растровый электронный микроскоп спираль-| нить накаливания — если к ней прилипли частицы стекла, ответ положительный. Не имелось ли в двигателе негодных деталей? Опять-таки призываем на подмогу растровый электронный микроскоп. Нашлись посторонние молекулярные включения, не предусмотренные

ГОСТом, — значит, заводской брак: агрегат изготовлен из ослабленного материала. А может, водитель не пристегнулся ремнем безопасности? Да нет, пристегнулся: при ударе его дернуло — вон на поверхности ремня слабенькая, но характерная потертость, а вон и отметина от крепежного замка. Или подвела лопнувшая шина? Смотря отчего она лопнула! Рентгеновский прибор покажет, что и как там разорвалось — тогда станет ясно, по чьей вине. Если один из участников столкновения скрылся, а свидетелей нет, — пострадавшую машину обследуют с помощью инфракрасного спектрометра или газового хроматографа: найденные на ее кузове крупицы чужого лака многое расскажут об автомобиле-виновнике.

Наконец, следы покрышек. Они, пожалуй, наиболее вещественны как доказательства — ибо позволяют ответить на самые интересные вопросы: пытался ли водитель затормозить перед столкновением или, наоборот, поддал газку; оттого ли выехала машина на встречную полосу, что ее занесло, или туда вырулил замечтавшийся шофер; каково начальное значение скорости — т.е. какой она была непосредственно перед ударом или столкновением. Притом совершенно неважно, оборудован ли авто противо-блокировочным электронным устройством, регулирующим тормозное усилие. Если оборудован, его покрышки оставляют на асфальте характерные полоски длиной 5 — 6 см, повторяющиеся через 1 — 2 м. При наличии такого признака хронометрировать катастрофу даже удобнее: вот в такую-то долю секунды колеса были заблокированы, а в следующий момент электроника отключилась...

Ну а когда сталкиваются два автомобиля, не оснащенные противоблокировочными устройствами, тормозной след стандартный — непрерывная полоса, начинающаяся там, где водитель нажал на тормоза, и оканчивающаяся изломом — тормозным крючком. Последний возникает оттого, что при ударе машину отбрасывает в сторону.

Зная длину тормозного следа, определяют тормозное ускорение — по справочным таблицам, составленным для разных типов машин и разных видов дорожного покрытия. Пример: легковушка, оснащенная летними радиальными шинами, мчится по сухому асфальтовому шоссе, затем останавливается; длина тормозного следа 17 м. Согласно таблице, абсолютное значение тормозного ускорения равно 6,5 — 9,5 м/с2, Следовательно, начальная скорость — 55,5 км/ч. Теперь усложняем задачу — вводим в «игру» второй автомобиль, Как узнать начальные скорости обоих? Нужны те же данные плюс характеристика деформаций, полученных участниками соударения: ее сопоставляют с результатами модельных аварий при заранее заданных начальных скоростях.

Моделирование дорожных инцидентов осуществляется дорогостоящим и варварским способом, деликатно именуемым «крэш-тест». По-

ТЕХНИК А -МО Л О Д Е Ж И 698

ЕШ