Техника - молодёжи 1999-03, страница 5213 s О г > w X s ровье. Предварительно, впрочем, не мешает освежить в памяти хотя бы школьный курс истории... Я, конечно, утрирую, говоря, что диорамщику много знать не обязательно На самом деле создание профессиональной вещи требует знаний из области скульптуры, живописи, архитектуры, инженерных и бутафорских навыков, да и руки должны расти откуда положено. Впрочем, все приходит с опытом. Начинающим же дам несколько советов. 1 Никогда не ориентируйте предметы (технику здания) параллельно сторонам основания диорамы (подставки). Располагая предметы на подставке под некоторым углом, вы избежите нарочитости, придадите статичной композиции некоторую динамику и тем самым подчеркнете, что изображаемая вами сцена не ограничивается пределами диорамы, но простирается дальше. Поверьте, композиционные ошибки могут превратить вашу титаническую работу в сизифов труд! 2. Не используйте в своих работах пенопласт. Его характерная структура почти не поддается маскировке — в разломе «шарики» не скроешь никакой покраской, да и вид кирпичной кладки придать пенопласту практически невозможно. Если диорама — искусство, то и давайте пользоваться традиционными материалами профессионалов. Например, гипсом. Он отливается в любую форму, режется, строгается, ломается — словом, для изготовления руин подходит идеально! Кстати, из него и подставку можно отлить, и кирпичные стены, и бетонные перекрытия с арматурой. 3. Не ограничивайтесь лишь батапь- Детали модели танка, выполненные из обожженной глины. ными сценами. Они, бесспорно, эффектны, но «мирные» сюжеты гораздо легче «оживить», введя, например, в композицию птиц, зверей, детей, экзотические растения, словом, все, что вы захотите. Тогда диорама приобретет многоплановость, и зритель будет находить в ней все новые и новые сюжеты. 4. Используйте подсветку — это добавит изображению реалистичности. Вполне уместны в ваших творениях и системы зеркал, и электроника, и моторчики, и Бог знает что еще! Не забывайте только о чувстве меры и художественном вкусе. 5. Поскольку лишь малая толика вещей из окружающего нас мира пригодна для перенесения в диораму в неизменном виде — внимательно смотрите вокруг: случается, и природа, и промышленность преподносят нежданные «подарки». Например, наблюдая, как мои домашние уплетают за обе щеки бисквитный рулет, я тотчас сообразил, что его ценность не столько в калориях, сколько в гофрированной упаковке — идеальном материале для черепицы. И последнее: диорамщики как деятели искусства обделены специальной литературой по технологии изготовления диорам. Мне кажется, назрела необходимость в издании своего рода учебника для начинающих, которые изнемогают от желания творить, но не в состоянии создать из подручных материалов уменьшенные копии действительности. Надеюсь, что найдется издательство, которое возьмет на себя смелость выпустить такое пособие ■ Записала Ольга МОЛЧАН\ |