Техника - молодёжи 1999-07, страница 14

Техника - молодёжи 1999-07, страница 14

TOP SCIENCE

материальной частицей принуждают ее двигаться к своему источнику, т.е. в направлении, обратном тому, в котором они перемещаются. Но каков механизм этого взаимодействия? Его примером может служить корабельный винт, пропеллер самолета, перистальтический насос...Вероятно, Пространство при этом приобретает всасывающие свойства. Своеобразная перистальтика возрастает по мере возрастания массы источника — генератора колебаний и достигает фантастической величины в «черной дыре» и ее окрестностях.

Приведенные соображения позволяют объяснить или сделать предположения о причинах некоторых труднообъяснимых явлений.

Теоретическая физика не находит детонатора Большого взрыва. Рассмотрим последний этап схлопывания Вселенной. Вся видимая материя уже сосредоточена в «черной дыре». Идет интенсивное поглощение Пространства. И в тот момент, когда происходит его коллапс, вместе с Пространством исчезает и давление, которое раньше сжимало «черную дыру». А это приводит к потере ее устойчивости и началу Большого взрыва.

Сильное взаимодействие в ядре атома не может быть объяснено ни гравитационным, ни магнитным, ни электрическим взаимодействием, ни суммой этих взаимодействий. Если же предположить, что частица-волна распростерлась над ядром (или центральной частицей) в виде выпуклой охватывающей оболочки и удерживает под ней микрообъем Абсолютного вакуума, то все становится понятным. Система стабильна за счет силы давления Пространства, которая достаточно велика и действует на чрезвычайно малом расстоянии.

«Черная дыра» не выпускает за горизонт событий ни фотоны, ни нейтрино... Это вовсе не означает, что на ее поверхности ускорение силы тяжести таково, что превышается скорость света в вакууме. Просто в экстремальных условиях под воздействием чрезвычайно высокой гравитации изменяется структура Пространства. Оно теряет свойство проводника волн, соответствующих материальным частицам.

И еще. Фотон распространяется в Пространстве в виде не оригинала, излученного нагретым телом, а волны, ретранслируемой ваниронами. Она-то и проявляется на экране в виде копии оригинала. Это подобно распространению электронов в проводнике. Искра, проскакивающая при замыкании контакта, состоит вовсе не из тех электронов, которые только что вышли из генератора. Ее электроны вышли из электронного газа проводника, приведенного в движение генератором, который ничто не мешает расположить на весьма большом удалении.

Так может быть, Пространство действительно насыщено неким газом, из которого на экран проецируются все наблюдаемые частицы? Или эти частицы синтезируются из ваниронов? ■

В качестве иллюстрации приводим репродукцию картины «Повелитель света» английского художника Петера Гуффелоу.

КАК ЗАТОРМОЗИЛИ

Некоторое время назад многие информационные агентства сообщили об уникальном эксперименте по торможению света, осуществленном в США. По просьбе читателей, мы расскажем несколько подробнее об этом удивительном опыте.

«А это та датчанка, которая затормозила свет до скорости своего мотоцикла!..» Так теперь характеризуют Лину Хау те, кто слышал об ее сенсационной работе. Действительно, она очень любит раскатывать на мотоцикле, предпочитая его респектабельному автомобилю. Но это ничуть не мешает ее работе ни в Гарварде, где она преподает, ни в Институте Роуленда, где ведет экспериментаторскую работу.

За три года интернациональная команда, включавшая в себя, кроме дипломированных ученых, также аспирантов и студентов, спроектировала и своими руками соорудила установку, прозванную «подсвечником». На самом же деле она представляла собой источник атомов натрия, хотя имела и «свечу», сделанную из позолоченной нержавеющей стали. На ней подогревался и даже испарялся натрий, и струя атомов тут же попадала в охлаждающий аппарат, где быст

ро остывала практически до абсолютного нуля.

В 20-е гг. нашего века индийский физик Рабиндранат Бозе, один из основателей квантовой статистики, и Альберт Эйнштейн предсказали, что если некое вещество охладить почти до абсолютного нуля и при этом его атомы будут упакованы достаточно плотно в определенном объеме, то они сольются друг с другом и превратятся в сверхатомы. Эта теоретическая субстанция и получила название конденсата Бозе—Эйнштейна.

Однако на практике долгое время никто не мог получить конденсат, поскольку подобраться к абсолютному нулю оказалось совсем не просто. Недаром Стивен Чу, Клод Коэн-Таннуджи и Уильям Филлипс, которым это впервые удалось, два года назад были удостоены Нобелевской премии по физике.

Создатели конденсата опирались на фундаментальные принципы квантовой механики, в том числе и на сформулированный Вернером Гейзенбергом принцип неопределенности. Из него

С дробями мы знакомимся в начальной школе, причем обычно без особой радости. Привыкнув иметь дело с целыми числами, дающими простой и ясный результат — два плюс три равно пяти или четыре раза по три будет двенадцать, — бедные дети сталкиваются со множеством выражений, у которых нет результата в виде целого числа, и к которым обычные правила сложения или умножения применяются с трудом

Конечно, какая-то помощь в этом деле им дается; учитель покажет, как упростить дробь, вычеркнув нули в числителе и знаменателе, например, 30/40 = 3/4 или 210/500 = 21/50. Но тем все и ограничивается; круглые числа попадаются не так часто, как хотелось бы, а учителя вряд ли скажут, что такое же действие можно произвести и с другими цифрами, а не только с нулями...

Идея, на первый взгляд, довольно подозрительная. Конечно, сокращать верхнюю и нижнюю части дроби можно не только в десять раз. Понятно, что если и числитель, и знаменатель кратны, скажем, четверке, то оба они могут быть сокращены в четыре раза. Если взять для примера дробь 16/64, то ее можно записать как 4x4/4x4x4, и выбросив лишние четверки, мы получим 1/4. Более наглядно этот закон виден в алгебраических дробях. Суть здесь та же: Зах/аЬ = Зх/Ь.

Но эта операция могла бы быть и попроще, В самом деле, при обычном способе приходится прокручивать в уме таблицу умножения, соображая, не вхо

дит ли одно и то же число (наперед неизвестное) сомножителем и в числитель, и в знаменатель. Операция эта не механическая, и требующая пусть небольшого, но времени, особенно при подсчете в уме, когда на помощь не приходит зрительная память. То ли дело с нулями — их вычеркиваешь автоматически, не задумываясь. И весьма непривычной кажется мысль, что то же самое можно, оказывается, проделывать с любой цифрой, а не только с нулем.

По крайней мере, так уверяет американский специалист Бен Рюекберг, задавшийся целью облегчить жизнь школьникам (а заодно и многим другим). Сам метод так прост, что вызывает растерянность: увидев в обеих частях дроби одну и ту же цифру, мы вычеркиваем ее так же просто и не задумываясь, как вычеркнули бы нули в конце чисел. Простой пример. Берем дробь 49/98, выбрасываем обе девятки и получаем равнозначную (и гораздо более простую!) дробь 4/8. А если еще проще — то 1/2. Кто не верит, пусть умножит сорок девять на два...

Казалось бы, полная чушь. Такое возможно лишь в случае, если правдой окажется известная хохма «шестью шесть — шестьдесят шесть». Здравый смысл говорит, что что-то здесь не так. Ясно же, что если в число и входит шестерка, то оно совсем не обязательно делится на шесть без остатка — взять хоть 65, хоть 56. Только ноль, и только в конце числа показывает, что в него входит целое число десятков — на то у нас и десятичная система счета.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ

ШШ

7 9 9