Техника - молодёжи 2003-08, страница 39

Техника - молодёжи 2003-08, страница 39

и

т о

и

а

S X

н

о ■о

2 s ■о я

Мортира мастера Прони Федорова.

B.C. Барановский в 1879 г. погиб при испытаниях боеприпасов.

В 80-е гг на вооружение приняли 75-мм пушку Гочкиса и 57-мм Норден-фельда, а к концу 1882 г в полевых войсках заменили все устаревшие артсисте-мы. В 1887 г. появилась 6-дюймовая мортира-гаубица А П. Энгельгардта, обладавшая высокими тактико-техническими характеристиками. Ее лафет оснащался большим сошником с упругой связью (буфером) со станиной, буфером же была связана ее передняя часть с боевой осью лафета, Поэтому откат при выстреле сокращался до полуметра, а буферы

3-фунтовая 44-ствольная скорострельная батарея системы А. К. Нартова. 1754 г.

Ствол 12-фунтового единорога и боеприпасы к нему. 1757 г.

возлагалась на Главное артиллерийское управление (ГАУ). Предполагались осмотр боевой техники, торжественная часть и обед. Смотр решили провести на площади у Артиллерийского музея, который с 1868 г. размещался в Кронверкском арсенале, торжественное заседание — в зале музея, а обед — в зале Дворянского собрания. А показать было что.

Ведь в 60—80-е гг. артиллерию перевооружили на новые орудия с нарезны-

I/

IV

"такому мог принудить его ^только русский артиллерист, о чем и вспомнили на его «профессиональном» празднике. А пресса к этому юбилею стала готовиться заранее.

В связи с 500-летием русской артиллерии редакция петербургского «Артиллерийского журнала» в марте 1889 г. опубликовала обращение к читателям с просьбой поделиться воспо минаниями или другими материалами: «... нужны не слог, не литературная обработка, а правдивые эпизодические факты. . нужны боевые, грозящие навеки исчезнуть, подробности, выдающиеся подвиги артиллерийских частей и отдельных лиц, характерные черты известных боевых ветеранов нашей артиллерии как живых, так и нашедших уже себе вечное успокоение...».

Обращение не осталось без внимания. Несколько месяцев публиковались воспоминания ветеранов на страницах «Артиллерийского» и «Военного» журналов, «Морского сборника», «Исторического вестника» и городских газет.

Само празднование было назначено на 8 ноября 1889 г, а его подготовка, по указанию военного министра П С Ванновского,

ПОКА НЕПРИЯТЕЛЬ

ми. скрепленными стволами, запиравшимися цилиндро-призматическими клиновыми затворами (разработки видных ученых Н.В. Маиевского, А.В. Гадо-лина, и др.). Полевая артиллерия имела

НЕ СЯДЕТ ВЕРХОМ

дальность стрельбы до 6,5 км, осадная и береговая — 9 км. Тогда же велась разработка скорострельных орудий. В связи с этим следует вспомнить талантливого конструктора В.С Барановского Так,

НА ПУШКИ!

в 1872 г. появилась его 6-ствольная пушка, делавшая в минуту 250—270 выстрелов, а в 1877 г. Военное и Морское ведомства приняли 2,5-дюй-мовую скорострельную пушку. Главное ее достоинство состояло в применении гильзового заряда и быстродействующего поршневого затвора. Барановский объединил заряд и снаряд в едином, унитарном патроне, который, как говорилось в докладе ГАУ «служит основою скорострельного орудия и, кроме того, допускает упрощение запирающего механизма и уничтожение запала». На этой пушке впервые применили противооткатное устройство, состоявшее из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. При выстреле орудие оставалось на месте, откатывался только ствол. Также пушку оснастили оптическим прицелом С.К. Каминского. Ствол, скрепленный кожухом, имел 20 нарезов постоянной крутизны. К сожалению.

«Гафуница» мастера Игнатия. 1542 г.

37