Техника - молодёжи 2004-01, страница 42

Техника - молодёжи 2004-01, страница 42

Французы по праву считаются одними из пионеров авиации, в том числе морской. Еще в 1910 г. Л. Бреге оснастил поплавками третий вариант своего аэроплана, а в 1912 г. А. Ферман построил двухместный гидроплан. В 20—30-е гг. во Франции применялись транспортные, почтовые гидросамолеты и летающие лодки фирмы П. Латекоэра, которая выпускала и бомбардировщики-торпедоносцы. На новых линкорах и крейсерах устанавливали катапульты для запуска гидросамолетов-разведчиков и оборудовали ангары для них.

Итолько в 1920 г., последовав примеру англичан, французы переделали в авианосец недостроенный линкор «Беарн» типа «Нормандия» (22 146 т). На нем вместо надстроек и артиллерийских башен соорудили взлетно-посадочную палубу длиной 182 м, шириной 31 м, на которой смонтировали катапульту. На «Беарне» обычно базировалось до 40 самолетов-истребителей, бомбардировщиков-тор-педоносцев и разведчиков. В 1935 г. корабль модернизировали.

Во Вторую мировую войну французский авианосец ничем особенным не отличился, хотя и участвовал в боевых операциях, а в июне 1940 г., после капитуляции Парижа перед нацистской Германий, ушел на Антильские острова, где и простоял до 1944 г., после чего был выведен из состава флота.

В 1929 г. построили гидроавиатранспорт «Коммандант Тесте» (10 160 т). У него не было взлетно-посадочной палубы, а около расположенной в центре корабля дымовой трубы, у бортов, поставили четыре катапульты для запуска гидропланов и краны для их подъема на палубу после приводнения. Для 25 самолетов устроили ангар длиной 35 м и шириной 27 м.

По кораблестроительной программе 1937 г. предусматривалась закладка четырех сравнительно небольших гидроавиатранспортов типа «Сан-Суси», а в 1938 г. более крупных (18000 т, 33 узла) авианосцев «Жоффр» и «Пенлеве», которые принимали бы на борт по 40 гидросамолетов.

К началу Второй мировой войны ни один из запланированных кораблей не был закончен, их достройку прекратили и позже разобрали на стапелях.

В 1939—1945 гг. Франция потеряла почти весь военно-морской флот и выпала из категории великих морских держав. Флот пришлось восстанавливать, чему препятствовало тяжелое экономическое положение страны.

Как известно, во Вторую мировую войну наиболее эффективным средством ведения боевых действий на море оказались авианосцы и подводные лодки. Так, с 1943 г. доля первых в составе Тихоокеанского флота США возросла до 36%, а линкоров уменьшилась до 14%. К 1955 г. в военно-морских силах Великобритании это соотношение было 22 и 10%.

«Хотя в послевоенный период мы и отдали предпочтение окончанию строительства линкора «Жан Бар», теперь становится все более ясным, что действительное возрождение нашего флота может осуществиться лишь на основе авианосцев, — писал в 1955 г. вице-адмирал П.Бурже, который в 30-е годы некоторое время был командиром «Беарна», а потом служил в штабе национальной обороны и командовал военно-мор-скими силами в разных регионах. — Во французском и американском флотах считали, что некоторое число авианосцев США, находящихся в резерве, может быть передано на вооружение французского флота. Эти авианосцы использовались бы таким образом в Европе».

В НАТО решили предоставить Франции (тогда она была членом этой организации) два авианосца, что Бурже счел «серьезной ошибкой, от которой страдает как Франция, так и все дело обороны Западной Европы».

ОТ «БЕАРНА» ДО «КЛЕМАНСО»

По его мнению, французскому флоту требовалось не менее шести авианосцев — один для обеспечения боевых действий колониальной армии во Вьетнаме, другой для подготовки и тренировки летчиков морской авиации, третий должен был проходить плановый ремонт. Остальным следовало стать ядром ударно-поиско-вых противолодочных групп, действующих в западной части Средиземного моря, у побережья Марокко и в Бискайском заливе, в том числе и прикрывая конвои.

Наделе получилось иначе. В 1945 г. в Англии купили конвойный авианосец «Битер» (12 150 т, 20 самолетов) — бывший американский эскортный «Рио Парана» и переименовали его в «Диксмюд». Позже его переоборудовали в транспорт авиатехники, потом превратили в блокшив и исключили из списков флота.

В 1946 г. у англичан же приобрели законсервированный в конце войны «Колоссус» (14 000/19 600 т), названный «Арроманшем». При достройке и, одновременно, модернизации, на нем смонтировали угловую палубу и установили новое оборудование (см. «ТМ» № 11 за 2003 г.). Сначала его собирались оснастить истребителями «Сифайр» и бомбардировщиками «Донтлесс», а с 1950 г. их заменили «Хеллкетами» и «Хеллдайверами» производства США, с 1958 г. вооружили заокеанскими же «Авенджерами» и «Корсарами».

В 50-е годы Франция, некогда слывшая законодательницей мод в военном кораблестроении, продолжала пополнять свой флот импортными авианосцами, причем далеко не первой свежести.

Как уже упоминалось, по инициативе НАТО, для усиления морских сил в Европейских водах и восточной части Атлантического океана и в Средиземном море ударно-поисковыми противолодочными группами, Франции в 1951 г. передали эскортный авианосец «Лафайетт» — бывший американский «Беллью Вуд», перестроенный в 1941—1943 гг. из легкого крейсера «Нью-Хейвен».

А в сентябре 1953 г. США предоставили французам однотипный «Ленгли», переделанный в 1942—1943 годах из крейсера «Фарго» и названный «Буа Белло». Он предназначался для авиационной поддержки войск, пытавшихся удержать колониальные владения в Индокитае.

Оба корабля стандартным водоизмещением 11 000 т и полным 15 800 т несли по 26 самолетов, паровые турбины мощностью 100 тыс. л.с. обеспечивали им наибольшую скорость в 32 узла. В 60-е годы «Лафайетт» и «Буа Белло» были выведены из состава флота как устаревшие.

К тому времени французские корабелы подготовили проект авианосца, предназначенного для службы в европейских водах и в дальневосточных колониях — тогда Франция таковыми еще располагала...

В октябре 1955 г. на стапеле судостроительного завода в Бресте заложили головной «Клемансо», в декабре 1957 г. его корпус спустили на воду. В феврале того же года на стапеле «Шантье д'Атлантик» в Сент-Назере начали строительство однотипного «фош», спущенного на воду в июле 1959 г., после чего его для достройки отбуксировали в Брест.

Тогда же разработали проект авианосца водоизмещением 30 000 т, однако от его строительства по ряду причин отказались.

«Клемансо» вступил в строй в 1961 г., двумя годами позже за ним последовал «Фош».

Внешне и по основным конструктивным решениям они мало отличались от классических авианосцев такого тоннажа, построенных в 40—50-е гг. в Англии и США и служивших многоцелевыми и эскортными.

Французские корабли выполнили с просторной взлетно-посадоч-ной палубой и традиционным «островом» на правом борту, за которым разместили самолетоподъемник, второй устроили в носовой части палубы, рядом установили паровую катапульту длиной 52 м, предназначенную для ускорения старта самолетов массой до 11 т. Вторая находилась около угловой палубы, смонтированной под углом 8° косновной. Позже катапульты заменили более мощными, рассчитанными на 20-тонные самолеты.

Две турбины, получающие пар от шести котлов, вращали пару гребных винтов, запас топлива составлял 4000 т.

Оборонительное вооружение состояло из дюжины одинарных 100-мм универсальных пушек с темпом стрельбы 60 выстрелов в минуту. По два орудия находились в удлиненных спонсонах, размещенных у бортов в носу и корме.

Каждые 2—3 года «Клемансо» и «Фош» проходили планово-предупредительные ремонты с модернизацией, в которых участвовало до 500 инженеров и рабочих. На каждом авианосце, а они входили в Атлантическую эскадру, было по три авиаподразделения — истребителей, бомбардировщиков-штурмовиков и противолодочных самолетов.

Через некоторое время авианосцы получили по две восьми-ствольные установки зенитно-ракетного комплекса «Наваль Кро-таль» (количество пушек уменьшили вдвое). 14-кг ракеты наводятся на воздушные цели полуактивной радиолокационной и инфракрасной аппаратурой. Они оснащены осколочно-фугасными боевыми частями, срабатывающими на высотах от 4 до 5000 м и дальностях 8500- 13 000 м.

Корабли оборудованы радиолокационной станцией обнаружения воздушных целей с дистанции 260 км, двумя локаторами для поиска самолетов и кораблей соответственно с 110 и 38 км, имеется система управления огнем универсальных пушек и комплекса «Наваль Кроталь», две навигационные системы и станция обеспечения полетов бортовых самолетов и вертолетов.

Кроме гидроакустической аппаратуры, французские авианосцы получили устройства для обнаружения и пеленгации чужих радиоиз-лучающих средств, по две десятиствольные установки, из которых выпускают ракеты с ложными целями (дипольными отражателями), приманивающими неприятельские ракеты и инфракрасными ловушками для аппаратуры их наведения.

Боевая управляющая система «Зенит-4» служит для руководства действиями палубной авиации, наведения зенитных ракет и артиллерии, при этом аппаратура способна одновременно «вести» от 40 до 130 целей. Она же взаимодействует со спутниковой связью и быстродействующими элементами связи «Линк-2».

Авиационная группа каждого авианосца в последние годы состояла из 16 французских истребителей-бомбардировщиков «Супер-Этандар», трех разведчиков «Этандар VII», десяти истребителей-перехватчиков Ф-8Е «Крусейдер», семи противолодочных самолетов «Бреге-1050 Ализе», двух многоцелевых вертолетов А-316 «Алу-етт». Последние собирались заменить более совершенными «Дофин».

К 80-м гг. оба корабля считались устаревшими и командование французского флота стало подумывать об их замене авианосцами следующего поколения. П

Игорь БОЕЧИН