Техника - молодёжи 2004-11, страница 65

Техника - молодёжи 2004-11, страница 65

АНОМАЛ

«...Возили сено: хлам буграми Кругом Зилантовой горы И чародейскими травами Осыпав круг, зажгли костры... .. .Тотчас все змеи вон из нор, И сами целыми стаями Каталися в огонь клубками. Но где ж Зилант? Вот ваш вопрос!» Основание города Казани.

Повесть, взятая из татар, преданий.

А. Фукс.

ДРАКОНЫ. У каждого народа есть свои мифы и предания, где встречаются сказочные существа. Легенды о драконах занесены в первые письменные памятники человеческой истории. Раньше других они появляются в шумерских источниках, кочуют из тысячелетия в тысячелетия по всем континентам, и... поразительно похожи друг на друга. Сказочный дракон обычно наделен крыльями, бессмертием и особым знанием сути вещей. Эти существа властвуют над реками, дождями и ливнями, владеют секретами плодородия.

Предполагается, что в драконе соединяются два противоположных образа животного мира — верхний (птицы) и нижний (змеи). Это отличает его от реальных животных. Пока не ясно, является ли образ дракона в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки результатом независимого параллельного развития, или связан с культурными взаимовлияниями.

ЛЕГЕНДА. Зилант (от татар. jbmaH — змея) — крылатое существо со змеиным хвостом — нашел многогранное отражение в татарской мифологии. Варианты легенд весьма противоречивы. В некоторых из них Зилант — положительный персонаж, добрый дракон-хранитель.

В распространенном варианте легенды говорится, что у одного из жителей Казани был пчельник за Зилан-товым лесом. У этого человека была дочь, известная своей красотой. Дочь выдали замуж. Однажды она пошла за водой к реке Казанке. Не понравилось ей, что очень трудно доставать воду из реки. Дошли ее жалобы до ушей хана Галим-бика, основателя этого города. Хану и самому не нравилось местопо-

Ь Н Ы Е Я В

ш ими

ЗИЛАНТ?

Древняя тайна и современные гипотезы

ложение Старой Казани. И посоветовала женщина основать город около Зилантовой горы. Но водилось там множество змей. Поэтому, по совету молодой женщины, на указанное место сложено было много соломы и сучьев. Весной, когда змеи выползли из-под земли и собрались под соломой, помчался по велению хана богатырь на коне, чтобы поджечь солому. Спалил богатырь и солому и змей вместе с нею. А громадная двуглавая змея спаслась от огня и осталась жи-ва-здорова. Вот этот-то огромный дракон бросился на богатыря и хотел его убить. Но богатырь смог проехать на своем коне от Казани 50 верст, когда дракон настиг его. Дракон рассек богатыря на шесть частей. Богатырь же несколько раз проткнул тело дракона своим отравленным копьем. Дракон, говорят, от той отравы и умер.

В другом варианте, Зилант улетел на Зилантову гору и долго мстил жителям Казани, поселившись в пещере этой горы. Иногда он летал над Новой Казанью и пил воду в Черном озере, причем жители, пораженные страхом, преклонялись перед драконом. Умерщвлен, наконец, он был посредством заклинаний волшебника Хакима. В 1730 г. Зилант занял центральное место в городском гербе Казани.

В истории Казани много белых пятен. Тем более ценны легенды и предания, помогающие заглянуть в прошлое. Они, конечно, соединяют факты и вымысел. Но дыма без огня не бывает...

БЫЛЬ. В Российской Национальной библиотеке среди рукописей хранится старинный дневник некоего свя-

Успенский женский монастырь на Зилантовой горе сегодня... и столетие назад

Л Е Н И Я

Змей Зилант ^ на гербе Казани о Q. I-Ш

щенника. Титульный с лист утерян, поэто- s му имя неизвестно, g-Запись 1816 г. весь- ^ ма примечательна: «Плывя на лодке, по реке Волга, мы видели огромного летящего змея, который нес во рту человека со всеми одеянием. И слышно было от оного несчастного только: «Их! Их!» И перелетел змей за Волгу и упал с человеком в болота». Далее священник сообщает, что в тот день ему довелось видеть змея еще раз: «У Коломенского уезда села Уварова есть пустошь, которая называется Камирязиева. Приехали мы туда ночевать числом более 20 человек. Часа два прошло или больше, внезапно осветилась местность... Я увидел огненного змея. Он извивался над нашим станом на высоте двух или трех колоколен. Длиною он был три аршина и стоял над нами четверть часа». Как знать, насколько достоверна эта информация.

РЕАЛЬНОСТЬ. По поводу местоположения древней Казани археологами были высказаны несколько версий. Впервые мысль о ее первоначальном нахождении на Зилантовой горе была высказана Н. Арцыбашевым, который исходил из татарских преданий об основании нового города и Зиланте. Сама гора расположена в Кировском районе на левом берегу старого русла Казанки. Большая часть холма была использована под кладбище «старое русское». На нем хоронили еще до взятия Казани в 1552 г. В 1560 г. на горе был построен Зилантово-Успен-ский монастырь.

Если верить легенде, Зилант жил на горе рядом с Казанкой в пещере. По словам Арцыбашева («Вестник Европы», №21, 1822 г.) «если спросить у казанских простолюдинов, где жил некогда большой змей? То они укажут на пещеру... Она ныне осыпалась, а была к северу, за оградою монастыря, в горе». Учитывая, что это уже был

XIX в., а сведения о Зиланте еще не стерлись из памяти народа, можно предположить, что данный факт все-таки имел место в истории Казани.

В результате археологических работ начала 1970-х гг., культурный слой

63