Техника - молодёжи 2005-06, страница 21

Техника - молодёжи 2005-06, страница 21

менное горение, но крайне трудно ликвидировать загорание полностью, так как для этого необходимо добиться концентрации огнегасящей жидкости более 2 л/м2. Логически следует два пути.

Первое - увеличить объем сбрасываемой огнегасящей жидкости, а значит, использовать более тяжелый самолет (вертолет). Однако в этом случае возникает другая проблема. Тяжелой машине значительно труднее маневрировать на минимальных высотах особенно в условиях сложного рельефа. Чем тяжелее самолет и чем сложнее рельеф, тем выше минимальная высота сброса. При выливании жидкости с самолета, до земной поверхности долетает только ее часть. Так при сливе воды с высоты 20 - 40 м над открытым местом с вертолета Ми-8Т «потери» достигают 30 % за счет испарения и выноса воздушным потоком мелкодисперсной части струи, а при сливе над пологом леса еще 20 - 30 % остается на листьях и ветках. Опыты показали, что слив нескольких десятков тонн воды с высот более 100 - 150 м совершенно не эффективен. По этой причине в 1990 г., после испытания на Красноярской авиабазе пожарного варианта Ил-76, авиапожарная служба отказалась от его применения. К этому следует добавить, что имеется не так много аэродромов, где способен эксплуатироваться и заправляться огнегасящей жидкостью этот самолет. Применять его на лесных пожарах, удаленных от аэродрома на 300 - 800 км, равносильно тушению пожара денежными купюрами.

Второй путь - увеличить частоту сбросов жидкости. Здесь идеально подходят гидросамолеты и водослив-ныеустройства (ВСУ) вертолетов. Чтобы добиться оптимальной производительности, источник воды (огнегасящей жидкости) должен находиться не далее 100 км для самолетов-танке-ров и 15 км для вертолетов с ВСУ.

Таким образом, современная танкерная техника самостоятельно способна ликвидировать загорания на площади до 1 га. На крупных пожарах она способна проводить начальную атаку на очаг горения с целью остановки его распространения и сдерживания до подхода наземных сил.

В разделе «Тактические муки» рассматриваемой статьи описывается ситуация, при которой оперативный штаб принимает решения по тушению пожара на основе информации, полученной от экипажа вертолета Ми-8. По мнению специалистов, это недопустимо. Еще в 1931 г., после проведения первых экспериментальных полетов, выяснилось, что экипажи воздушных судов не могут дать правильную оценку поведения пожара, определить все его параметры и выработать тактический план тушения. Для этого необходимы специальные лесные и пожарные знания. Так определилась необходимость в создании новой профессии, получившей название «летчик-наблюдатель» - специалист, обладающий лесопожарным образованием и имеющий летную подготовку. Современный летчик-наблюдатель способен осуществлять оперативное руководство по тушению сразу нескольких пожаров и координировать работу нескольких служб.

Впервые метод искусственного вызывания осадков начали применять с 1976 г. (разработчики - Лен-НИИЛХ, Главная геодезическая лаборатория им. А.И. Воейкова, при участии Центральной авиабазы и НИИ прикладной химии). Этот метод постоянно совершенствуется. И сейчас его положительная сторона заключается в простоте применения. Достаточно «присмотреть» облако, траектория движения которого должна пройти над действующим пожаром, с учетом необходимого времени на образование осадков. Производится

выстрел пиропатрона с реагентом с борта самолета. Через 15 мин происходит выпадение осадков в течение 40-50 мин в количестве от 0,1 до 15 мм.

Однако метод не обеспечивает гарантии ликвидации пожара. Как правило, он способен произвести только остановку горящей кромки или снизить интенсивность горения. А часто осадки проливаются в стороне - особенно это справедливо для крупных пожаров, над которыми формируются мощные конвекционные колонки. Поэтому рассматривать искусственное вызывание осадков как основной способ тушения конкретного пожара нельзя. Его следует рассматривать исключительно как дополнение к уже проводимым мероприятиям.

Любой лесной пожарный согласится с тем, что в зоне сильного задымления работать без кислородной маски невозможно. Однако на практике ее применение... нецелесообразно! Она, конечно, нейтрализует опасный фактор дыма, но вызывает две новых опасности для пожарного.

Во-первых, работа в задымленной зоне в кислородной маске осуществляется практически при нулевой видимости. Пожарный не представляет, что происходит вокруг него, не способен спрогнозировать развитие опасных ситуаций и среагировать на них. От падающих подгоревших деревьев или пламени верхового пожара погибло несравненно больше

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 6' 2 0 0 5

19