Техника - молодёжи 2006-11, страница 63кредиторами. В середине XVIII в. в моду вошли книги о приключениях в экзотических странах. Этим и воспользовался писатель. Переработав дневники Генри Питмана, он сделал приключения Робинзона более захватывающими и издал под своим именем . Хотя записки доктора вы шли мизерным тиражом, Дефо, дабы не быть уличённым в воровстве, перенёс действие книги к берегам Чили и заявил, будто прототипом Крузо был Александр Селькирк. Между тем Северин утверждает: хотя дневники Питмана не столь захватывающи, как роман Дефо, они для вдумчивого читателя не менее интересны. Во-первых, медик был не лишён литературного таланта, а во-вторых, он необыкновенно точно раскрыл трагедию человека, оказав www.tm-magazin ,ru 61 шегося в полном одиночестве. Записки представляют и научный интерес: их автор сделал описания и зарисовал насекомых, птиц и животных, обитавших на Солт-Тортуге, многие из которых сегодня уже вымерли. Константин СМИРНОВ, инженер Неизвестное об известном САМАЯ БОЛЬШАЯ КАРТИНА -«ПОРТРЕТ ВОЛГИ» Так назвали свой беспрецедентный в истории живописи труд петербургские художники братья Григорий и Никанор Чернецовы, которые проплыли от Рыбинска до Астрахани «для срисования с натуры замечательных мест по обоим берегам Волги в панорамном виде». В Рыбинске передела ли барку «тихвинка» в «плавательный дом» с каютой-мас-терской, и 22 мая 1838 г началось полугодовое плавание. За шесть месяцев живописцы подробно зарисовали виды обоих берегов Волги, сделав 1982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков всевозможных достопримечательностей — от старинных церквей до костюмов и судов. По материалам экспедиции художники составили путевые записки и аль бом рисунков. После этого они приступили к работе, занявшей тринадцать лет кропотливого труда. За это время они написали холст длиной семьсот(!) метров и высотой 2,5 м. Эта титаническая работа предстала перед петербуржцами в 1851 г. под названием «Портрет Волги». За окном «плавательного дома» Чернецовы закрепили два вертикальных цилиндра, на которые был намотан семисотметровый холст. При перема тывании холста в окне перед взорами зрителей «проплывали» волжские берега, а лёгкое покачивание «плавательного дома» и плеск невской воды создавали полную иллюзию движения по великой русской реке Волге. Увы, это грандиозное произведение не сохранилось, но оно вошло в историю искусства как самая большая картина, написанная на холсте. Иван ТИМОФЕИЧЕВ, инженер Досье эрудита ЧЕМУ РАВНА УНЦИЯ? В воспоминаниях Л.Г Зверева, который был министром финансов СССР больше двадцати лет, есть интересный рассказ о любопытном разговоре с И.В. Сталиным, который нередко озадачивал неожиданными вопросами работавших с ним людей. Как-то раз по телефону он спросил Зверева, чему равна унция. «Я ответил, — вспоминал Зверев, — имея в виду унцию, которой в СССР пользовались в ювелирном деле. — А какие ещё бывают унции? — поинтересовался генсек. Я с ходу не мог сказать, и Сталин прочёл мне тогда нотацию...» Как же всё-таки следовало ответить на этот вопрос? С XI по XV в. в Англии был принят так называемый монетный фунт, образец которого хранился в лондонском Тауэре до 1527 г. Вес этого фунта считался равным весу 7680 хорошо просушенных пшеничных зёрен, вынутых из середины колоса. В XVI в. на смену монетному пришёл фунт тройский, получивший своё название от города Труа на севере Франции, где в Средние века была большая ярмарка. Этот фунт считался равным по весу 5760 пшеничных зёрен. Наконец, в XVII в. начинает применяться торговый фунт весом в 7000 пшеничных зёрен. В английской литературе он раньше именовался «фунт Avoirdupois» от французского aveir de pois, что в переводе означает «вес товара». Как монетный, так и тройский фунты подразделялись на 12 равных частей — унций. Это название идёт из латинского языка, в котором одна двенадцатая часть какой-либо величины именовалась untia. Отсюда пошло английское название дюйма «инч» — двенадцатая часть фута, и унция — двенадцатая часть фунта. Со временем в Англии утвердилась система весов, основанная именно на торговом фунте. В этой системе фунт (0,453592 кг) подразделяется на 16 унций (28,3495 г), 28 фунтов составляли квартер (12,7006 кг), 4 квартера — длинный центнер (50,8023 кг). В 1864 г. эта система была узаконена в Англии актом парламента, но в фармацевтике и ювелирном деле были сохранены тройские унции (31,1035 г). Эти сохранившиеся в медицине меры стали после этого называть также аптекарскими. Кроме весовых унций, в системе английских мер была также унция жидкостная для обозначения объема, равного 28,4130 см3. Так как же Звереву следовало ответить на вопрос о том, какие бывают унции? Надо было сказать, что их пять. Три для измерения массы: старая монетная 41,461 г, тройская (аптекарская) 31,1035 г и торговая 28,3495 г; и две для измерения ёмкости: жидкостная английская 28,4130 см3 и жидкостная американская 29.5735 см3. Николай ЛУКАШУНАС, инженер ПАРОВАЯ ПУШКА АРХИМЕДА Античные источники сообщают, что Архимед сконструировал первое артиллерийское орудие задолго до изобретения пороха. Во время осады Сиракуз в 212 г. до н.э. римские корабли якобы были обстреляны из каких-то необычных орудий. Этот вопрос изучал ещё Леонардо да Винчи, который предположил, что Архимед построил деревянные пушки, выстреливавшие ядра до 40 кг весом с помощью энергии пара. Снаряды летели на 6 стадий, т. е. на 1 км. В бумагах Леонардо сохранились эскизы таких пушек. В 80-х гг. прошлого века проверить гипотезу великого итальянца решил греческий инженер Сакас. Он построил действующую модель такого орудия. Во время испытаний его деревянная пушка выстреливала теннисный мяч, наполненный цементом, на расстояние 40 м. Длина орудия составляла 30 см. К задней части был приделан пустой котёл, нагретый до 400°. Ког да через клапан в него подавалась вода, жидкость мгновенно испарялась, а пар направлялся в ствол. Сакас уверен, что именно такие паровые пушки и создавал Архимед. Скорострельность их могла составлять одно ядро в минуту. По расчётам инженера, они, правда, должны были стрелять не на 6, а только на 4 стадии. Но всё равно такие орудия были гораздо эффективнее, чем традиционные катапульты римлян. Владислав ВАЛЯГИС, ^►химЕА Рисунки Владимира ПЛУЖНИКОВА |