Техника - молодёжи 2007-05, страница 54

Техника - молодёжи 2007-05, страница 54

Загадки забытых цивилизаций

Руины Большого царского дворца с двором аудиенций, представляющим собой прямоугольную площадь, окружённую с трёх сторон колоннадой, с возвышением для царского трона в северной части. Здесь археологами был найден архив древнего города, записи которого приоткрыли завесу над многими тайнами древней жизни

ник сведений о ближневосточных цивилизациях. Собственно, вся древняя история Ближнего Востока и строится на основе сведений, клинописных текстов из найденных археологами древних архивов.

Архив Эблы — уникальный по объёму и древности — около 20 тысяч глиняных табличек с текстами XXV — XXIII вв. до н. э., Паоло Мат-тиэ обнаружил в 1975 г. Главной же сенсацией стало то, что таблички были лишь частью исписаны знакомой месопотамской клинописью, часть из них выбита на языке, о существовании которого никто не подозревал. Самым поразительным было то, что неизвестный язык оказался «ровесником» шумерского, то есть самого древнего из месопотамских языков, и представлял собой, как показали дальнейшие исследования, этакую смесь аккадских, ханаанских и аморейских слов с добавлением многочисленных шумерских идеограмм. Учёные назвали его «эблаитом».

Для дешифровки язык оказался чрезвычайно труден. Но неожиданно чтение документов помогли облегчить. .. древние писцы — в архиве хранился довольно большой раздел лексикографических текстов, содержащих научный перечень зверей, рыб и птиц, географические атласы, списки городов, подчинённых Эбле, перечень профессий и личных имён, списки предметов, списки слов, почти исключительно существительных, распределённых по нескольким категориям — топонимы, антропонимы, наиболее употребительные термины, перечни шумерограмм, таблицы грамматических форм и т.п. Настоящим подарком оказались шумеро-эб-лаитские словари, самые ранние из известных в мире двуязычных словарей.

Этот богатый «вспомогательный материал» и помог получить ключ к реконструкции древнего языка,

впрочем, преподнёсшего новый сюрприз: эблаитский язык был неким древним «эсперанто», как, например, в средневековье латынь, используемая для написания научных трактатов. По всему «клинописному миру» эблаит выполнял функцию международного, но лишь письменного языка, им пользовались купцы и дипломаты в городах-государствах Мари, Киш, Телль-Абу-Салабих и др. При этом он не являлся разговорным языком населения Эблы!

Но как бы там ни было, большая часть текстов из архивов Эблы была дешифрована (публикация их составила несколько основательных томов), и знаменитые таблички «заговорили», воссоздавая историю этого удивительного государства в 2400 — 2250 гг. до н.э.

«РАССКАЗЫ» ГЛИНЯНЫХ КНИГ

Большинство табличек составляли административные записи о дворцовых делах, исторические хроники, отчёты о военных походах, договоры и соглашения, описи закупленных и проданных товаров, переписка между чиновниками и правительственными учреждениями.

В одном из текстов говорилось, что население Эблы составляло 260 тыс. человек, причём непосредственно в городе жили только 22 тыс., что подтвердили и раскопки — в эпоху расцвета, около 2400 до н. э., стены города могли вмещать до 30 тыс. жителей.

Эбла была крупным международным торговым центром, широко известным в восточном мире. В архиве сохранились многочисленные записи коммерческих сделок и договоров, свидетельствующих об оживлённой торговле со всеми тогдашними госу-дарствами-городами долины Евфрата, Средиземного моря, северной Персии, а также Кипра и Египта. Расцвет её, безусловно, был связан с близостью Эблы к «горам кедра» и «горам серебра», как тогда называ

лись кряжи Тавр и Аманус, что позволяло контролировать поставки важнейших товаров — леса и серебра в южную Месопотамию. Судя по документам, именно Эбла держала монополию закупок и продажи наиболее ценных товаров: благородных металлов, тканей, дерева, гончарных изделий. Для работы здесь была создана организация вроде «Внешторга» — специальная канцелярия, под началом которой стояло огромное количество чиновников. Они проверяли качество отправляемого и получаемого товара и, опираясь на сведения, поставляемые специальной службой, информации, сообщавшей, где и в каком виде товара есть необходимость, определяли сроки поставок и их направление. Занималась специальная канцелярия и «командировочными» — есть таблички, на которых отражены административные распоряжения, в частности, перечисления пищи и напитков, которые предназначались для посыльных и чиновников во время путешествий.

Административные и юридические тексты из архива Эблы дали возможность представить, как управлялись город и подвластная ему территория, как были организованны экономика, финансы, налоговая система. Интересно, что хозяйство здесь было государственным, а трудящиеся получали пайки. Эблаитское общество делилось на две группы — думуни-шов и баранов. Думуниты, что означало «сыны Эблы», были коренными жителями, родившимися на этой земле, и пользовались всеми правами и привилегиями своей страны. К ним относились представители самых разных профессий: гончары, скульпторы, плотники, текстильщики, мельники, пекари и др. Баранами назывались иностранцы, а также рабы, военнопленные, купцы и наёмники, состоявшие в эблаитской армии.

Эбла была демократическим государством с централизованным управлением. Правитель страны зависел от сената, состоявшего из представителей самых богатых и влиятельных семейств. Титул маликум, который он носил, — буквально и означал: «тот, кому советуют». Власть не была наследственной, а осуществлялась лишь в течение определённого срока. Карьера будущего маликума начиналась в качестве посла в каком-либо государстве или губернатора города, и только затем, если он оказывался действительно достойным, ему доверяли управлением всей страной. Проводилось оно через администраторов, которых назначал маликум. Иногда высшие руководящие функции осуществляли женщины, играв

52 2007 №05 ТМ