Техника - молодёжи 2008-04, страница 38

от нашей стоянки всю ночь возмущённо фыркали звери, но пройти мимо нас так и не решились. Тёплая и ясная ночь, ни капли дождя — это само по себе на Байкале редкость. Здесь вообще каждый день после обеда идёт дождь, а в горах— идёт обязательно. Рытый, похоже, определённо благоволил к нам.

На следующий день 15 июля мы тяжело прошли последние 7 километров Рытого, иногда проходя за час 400-500 метров по сплошным зарослям кедрового стланика (а это худшее, что может быть по проходимости). Нас атаковали полчища комаров, а мы поминутно посматривали на небо в ожидании дождя. Но его не было! Можете смеяться, но дождь заморосил ровно в тот момент, как мы выбрались на Ленское плато. Рытый определённо нас полюбил.

Открытие истока Лены произошло просто и буднично. Пренебрежительно пройдя псевдоисток на высоте 1450 метров, куда по хорошей тропе проводники водят туристов, мы вечером 15 июля разбили лагерь на прекрасном месте в верховьях Лены. Дождь моросил по-прежнему. Но утром 16 июля при, как по заказу, солнечной погоде мы отправились открывать настоящий исток Лены в 8 километрах от лагеря. Двинулись налегке, оставив почти всё в палатках. Ярко сияло солнце, комары куда-то исчезли, кругом синели поля цветущих мёдоносов, под ногами путалась разнообразная живность. В 13:00 мы вышли к истоку Лены. И в это мгновение, словно приветствуя нас, в небе пронеслись два стратегических бомбардировщика Ту-160! Подумать только: их во всей России всего 16 — и два из них чёрт-те где над Байкальским хребтом появились синхронно с моментом открытия истока Лены!

Мы открыли этот исток 16 июля 2007-го, и высота его оказалась 1670 метров — те же четыре цифры! Пока мы

прикрепляли нашу памятную табличку, кипятили чай, пили армянский коньяк, специально донесённый в этот глухой край, на небе светило солнце, стрекотали кузнечики, пели птицы. Природа радовалась вместе с нами. Но как только наши торжества по случаю открытия истока Лены закончились, грянул дождь. Да какой! Байкальские боги ненавязчиво давали нам понять, чтобы мы потихоньку убирались из их владений и не злоупотребляли их гостеприимством. Но мы уже сделали наше дело: прошли «непроходимый» Рытый, открыли настоящий исток Лены, удлинив её на 5 километров и приподняв на 100 м!

Оглядываясь назад, я часто думаю: а всё-таки Рытый — таинственное место. Почему из трёхсот ручьёв и рек, впадающих в Байкал, аборигены выбрали в качестве местожительства байкальского злого духа именно Рытый? И нахожу, что для этого были объективные основания.

Гигантский конус выноса на мысе Рытый говорит лишь о том, что долина пережила вселенскую катастрофу. Такое количество обломочного материала сам Рытый вынести не мог. Судя по морфологии долины, Рытый был местом разгрузки ледникового щита, который разрушился 10 000 лет назад. Вся гигантская масса воды серией мощнейших селевых потоков с грохотом и рёвом столетиями, а может, тысячелетиями со скоростью курьерского поезда, всё уничтожая на своём пути, мчалась к Байкалу. Пещерный страх перед Рытым — просто историческая память поколений местных жителей. Долины типа Рытого крайне редки наземном шаре. Гляциологи называют их термином «спиллвей» (долины сброса талой воды). Крутой и узкий каньон, пропиленный талыми водами последнего ледника, и сейчас смертельно опасен для человека. Дождь в долине Рытого приводит к сильнейшему подъёму бешено несущейся воды, и не дай бог

в это время оказаться на пути потока. Нас Рытый пропустил, и Алексеевич, наш спасатель-альпинист, к счастью, не понадобился.

Постскриптум. И всё-таки пребывание на Рытом не прошло для нас совсем безнаказанно. Из шестерых участников экспедиции хорошие любимые собаки были у троих: у Эрика Бутакова, Евгения Любимова и у меня. И в течение месяца после нашего возвращения собаки умерли у всех троих — две в Иркутске и одна в Москве. Уверен — случайность! Но мои сибирские друзья думают иначе: приняв наше подношение, Ухэр-Нойон смягчился, но гибелью собак показал нам, что нарушение запрета не может оставаться безнаказанным! Ш