Техника - молодёжи 2008-04, страница 37

Техника - молодёжи 2008-04, страница 37

крытия

2008 №04 ТМ

Аена — 2007, или Дубль 2

10 июля 2007 года московская часть экспедиции (Полеванов, Подрябинников и Любимов) вышла в Иркутском аэропорту. Нас встречали Валентин Сивяков и Эрик Бутаков — прошлогодние участники экспедиции. Рядом с ними стоял неизвестный мне новый участник экспедиции — наш пожилой и поджарый альпинист Николай Алексеевич.

Когда после пятичасового пути мы добрались до Байкала, обнаружилось, что нас ждёт не заказанный «Ярославец», а добрый старый «Фрегат» и его знакомый нам по прошлому году капитан. В этот раз мы решили не упустить уникальную возможность побывать в одной из девяти буддийских святынь и причалили на пару часов к самому, пожалуй, посещаемому и фотографируемому мысу Бурхан со скалой Шаман. По убеждению бурят, через это место открыт прямой путь к мировому космосу и Млечному Пути. Не удивительно, что именно здесь расположена постоянная резиденция Творца Вселенной и Неба, отца Бурханбаабая, олицетворяющего абсолютный разум.

Поохав и поахав, сфотографировав со всех мыслимых ракурсов мыс Бурхан, через который идёт связь с нашей Галактикой, мы доплыли до ручья Молокон Байкальский в северной части великого озера-моря. Валентин Сивяков отказался участвовать в разминке и остался на корабле. Мы же отправились в двухсуточный поход к водопаду Стеклянная Лента, удалённому от нашей стоянки на 16 километров пути и 800 метров высоты при отсутствии тропы. Сделав несколько десятков фотографий, мы убедились, что Стеклянная Лента не единственный водопад на Молоконе: в каком-нибудь

километре выше его левого притока, ручья Изумительный обнаружился ещё один водопад высотой около 400 метров. Мы назвали его Фрегат в честь нашего экспедиционного судна. Однако исследовать его не стали, боясь потерять погоду и время. Ведь впереди у нас было самое страшное — мыс Рытый, где обитает злой дух Байкала, великий и ужасный Ухэр-Нойон.

Рытый — мыс и ручей

Перед тем, как отправиться в экспедицию, я прочитал всё доступное о мысе и ручье Рытый и выяснил: конус выноса мыса Рытый невероятно велик для такого небольшого ручья, как Рытый. Образованный селевыми потоками реки Риты, он вдаётся в Байкал на 2,5 километра. Это самый сухой на северо-западном побережье Байкала участок: это степь, почти полупустыня. Сейсмичность района 10 баллов, типичная для всего Байкала. У мыса есть несколько местных названий: Хэр-Ушун — «Гневный мыс», Ухэр-Хушун — «Мыс Ухэр-Нойона», Хыр-Хушун — «Степной мыс».

Кроме этих более или менее обычных сведений я узнал о мысе и ручье немало таинственного и ужасного. Оказывается, здесь часто видели снежных людей и громадных земляных пчёл. Женщины, нарушившие запрет и появившиеся на мысу, становились бесплодными, а мужчины, осмелившиеся ночевать на мысу или ходить по долине Рытого, через год умирали. Двадцать исследователей мыса и ручья пропали без вести, а 13 июля 2005 года здесь разбился вертолёт МЧС: пилотам было невдомёк, что близ мыса ломаются двигатели, начинают врать компасы и перестаёт работать радиосвязь. Около мыса любят летать и даже выныривать из-под воды НЛО, часто появляются шаровые стелющиеся по земле молнии, замедляется время и искажается пространство. И это не удивительно: именно здесь находятся геопатогенные зоны, искривляются торсионные поля, сквозит теллурическое излучение разломов и действует чудовищная радиоактивность. Не случайно суеверное местное население издавна считает мыс Рытый обиталищем злого духа Байкала Ухэр-Нойона, который охраняет верховья Лены, насылает на озеро ветры и оберегает находящийся где-то поблизости вход в подземный мир. Чтобы избежать всех этих бед и ублажить Ухэр-Нойона, необходимо, прибыв на мыс, зарезать, сварить и съесть барана, разложить кости, стать на колено и попросить прощения так, как подскажет шаман, без которого лучше и не ездить на мыс Рытый...

Через мыс и ручей к истокам Лены

Эти мрачные предсказания не особенно тревожили нас, когда мы в ночь с 13 на 14 июля 2007 года отплыли к Рытому. Но на подходе к мысу вдруг забарахлил безотказный до этого двигатель «Фрегата». С трудом причалив к пустынному берегу, спустили трап, но не успели мы на него ступить, как непонятно откуда набежавшая волна приподняла его и сбросила в Байкал. Подняв его через полтора часа тяжёлой работы, мы решили высаживать на лодке. И тут нас настигли егеря Бай-капо-Ленского заповедника, заподозрившие, что у нас нет надлежаще оформленного разрешения на посещение заповедника. Убедившись, что все положенные правила нами соблюдены, расстроенные егеря отплыли по своим делам, а я решил: трёх неприятностей-предупреждений достаточно для того, чтобы перестать искушать судьбу. Попросил всю высадившуюся на берег шестёрку для ублажения духов стать на левое колено, плеснуть им на землю водки и мысленно по-доброму просить снисхождения. ..

Стояла звенящая тишина, дурманяще благоухала степь, когда мы двинулись в двухкилометровый поход к ручью Рытому. Мы были напряжены до предела, ежеминутно ожидая какой-нибудь внезапной опасности. Но Рытому было глубоко наплевать на каких-то там людей, нарушивших вековое табу. Он тёк себе и тёк, как делал это на протяжении тысячелетий. Через час ходьбы мы успокоились и смогли воспринимать красоту окружающего нас ландшафта. Тополя и лиственницы гигантских размеров во всё более сужающемся ущелье. И наконец оно сузилось метров до 50-70, а крутизна склона резко возросла. И до этого идти было нелегко. Рытый действительно состоял из рытвин и нагромождения камней, а тут стало совсем тяжело. Круто поднимались вверх по валунам, прижимам, скалам, обходя водопады и временами форсируя очень бурный ревущий ручей. За нами постоянно шли ка-кие-то звери; обогнать нас они не решались, только громыхали поблизости камнями. Удивительно, но дождя не было. К вечеру, пройдя 13 километров, мы подошли к месту впадения в Рытый самого крупноголевого притока. Он срывался в долину Рытого мощным, красивым, примерно 200-метровым водопадом. Боясь потерять погоду, мы его даже толком не сфотографировали. На поляне стоял как нарочно поставленный кем-то четырёхгранный стол-вапун из известняка. На нём, естественно, и поужинали.

Ночь в царстве злого духа прошла спокойно и без эксцессов: и сверху, и снизу

34