Техника - молодёжи 2008-11, страница 65Лексикон прописных истин ТОТ, КТО... Давным-давно у китайского императора служил летописцем Лао-Цзы. Ему наскучила придворная жизнь с её низкопоклонством и дрязгами, и он решил удалиться от двора. Перед уходом в пустынь его упросили изложить своё учение на бумаге - и вот прошло две с половиной тысячи лет, давно забыто имя императора, а мысли его летописца продолжают поражать людей своей глубиной. Особенно поражают Однажды ОРГАНИЗАТОР И «ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ» ОРГАНИЗАТОР Как-то раз встретил Сталин Будённого и говорит ему: - Нет, не любишь ты меня, Семён, не любишь... - Да что вы, товарищ Сталин, ещё как люблю-то! Досье эрудита ПЕВЕЦ РУССКИХ БРОНЕНОСЦЕВ В 60-х гг. московские мореманы как большую редкость показывали друзьям альбом из 48 великолепных цветных картин «Российский императорский флот», изданный в 1916 г. Это была настоящая живописная поэма, воспевающая красоту суровых броненосцев и дредноутов, пришедших на смену романтическим кораблям и фрегатам парусного флота. Но на вопрос об авторе этих картин даже знатоки могли сказать только то, что его звали А.В. Ганзен. И вот недавно исследовательница В. Морозова раскрыла эту тайну, волновавшую любителей флота больше полувека. Оказывается, в 1876 г. в семье Вильгельма Львовича и Марии Ивановны Ганзен родился сын Алексей, унаследовавший уникальный художественный талант своего деда Ивана Айвазовского, отца Марии Ивановны. Окончив юриди его изречения, которые условно можно назвать ТОТ, КТО... - Кто поднимается на цыпочки, тот стоит не крепко. - А если любишь, почему фотографию не подаришь? Что за проблема? Сбегал Семён Михайлович за фотографией, принёс. Сталин ею полюбовался, потом сказал: - Садись, пиши на обороте: «Товарищу Сталину, организатору и вдохновителю всех побед Первой конной армии. С.Будённый»... ческий факультет Одесского университета, Алексей в 1901 г. уехал за границу совершенствоваться в живописи. За восемь лет жизни в крупнейших центрах художественной культуры - в Мюнхене, Дрездене, Генуе, Берлине, Париже - он приобрёл широкую известность как мастер, работающий во многих жанрах, но наиболее успешно в маринистике. В 1909 г. император Николай Второй предложил Ганзену должность художника при Морском министерстве России. В этом качестве Алексей Вильгельмович достиг боль - Кто расставляет ноги, тот не движется вперёд. - Кто выставляет себя на свет, тот не блистает. - Кто одобряет себя сам, тот не выдаётся. - Кто хвалит сам себя, тот признаёт сам себя недостойным. - Кто знает других, тот умён. - Кто знает самого себя, тот просвещён. - Кто превозмогает других, тот силён. - Кто превозмогает себя, тот могуществен. - Кто умеет быть довольным, тот богат. шого совершенства в изображении различных военных кораблей - подводных лодок, крейсеров, но больше всего броненосцев и дредноутов. Итогом этой работы и стал любимый альбом московских мореманов. Увы, этот блестящий период в жизни художника завершился печально: революция отняла у негодом, средства, работу. Но не отняла таланта. В1919 г., покидая родину на английском линкоре, обобранный художник смог заработать кое-какие деньги, продав английским морякам несколько этюдов, написанных на палубе прямо у них на глазах. После скитаний по городам Европы Ганзены Алексей Вильгельмович в 1914 г. женился на вдове Олимпиаде Владимировне Мурузи и усыновил двух её детей - обосновались в Югославии. Выставки в Загребе, Белграде, Праге, Бухаресте и Риме принесли художнику большой успех: его работы были куплены югославским королём Александром, румынским королём Фердинандом I, италь - Кто многим владеет, тот многое потеряет. - Кто умеет довольствоваться, тот не узнает позора. - Кто умеет стоять тихо, тот вне опасности. - Кто способен руководить, тот не воинственен. - Кто способен побуждать, тот не бывает злобен. - Кто способен бороться, тот не спорит. - Кто не хлопочет о жизни, тот мудрее того, кто ценит жизнь. - Кто понимает, тот не много знает. - Кто много знает, тот не понимает. Взял у Семёна Михайловича фотографию, убрал в стол, а потом говорит: - Я тоже тебе фотографию хочу подарить. - Взял её Семён Михайлович, посмотрел, а на обороте надпись: «Товарищу Будённому, действительному организатору и вдохновителю всех побед Первой конной армии. И.Сталин»... янской королевой Еленой. Пришедшая после этих выставок известность позволила Ганзену организовать новые выставки в Буэнос-Айресе и Рио-де-Жанейро. Из нескольких сот картин ни одна не вернулась в Европу, а полученные от их продажи средства позволили Ганзену приобрести виллу на далматинском побережье, наладить материально обеспеченную зажиточную жизнь, омрачавшуюся лишь тревогой за судьбу оставшихся в СССР сыновей. В середине 30-х гг. Алексей Вильгельмович начал недомогать и скончался в 1937 г. в Дубровнике, его огромное художественное наследие оставалось в Европе и в Америке, а значительная часть того немногого, что оставалось в России, утрачено в годы войны. Какая несправедливость судьбы: на родине плодовитейшего художника не осталось практически ничего, кроме альбома репродукций «Российский императорский флот». Иван Прядильщиков 63 |