Техника - молодёжи 2008-12, страница 37

Техника - молодёжи 2008-12, страница 37

лись в глубоких сумерках, я вышел и сделал несколько шагов в густой траве по пояс, в поисках места для лагеря. И практически наступил на отличный охотничий нож. Сколько лет он пролежал здесь неизвестно. Но качественная нержавеющая сталь лезвия ничуть не потускнела, абсолютно цела была и ручка из хорошего дерева. С одной стороны основания лезвия была выгравирована бабочка с надписью под ней: "Made in USA". С той же, а может быть, и большей вероятностью я мог бы наткнуться на снежного человека. Вспомнив всё, что связано с находками ножей, мы пришли к выводу, что это добрый знак.

Переночевали, и утром 18 июля джипы попытались пробиться дальше по направлению к реке Херлен-Гол, по которой мы должны были выйти с юга к одному из Хэнтийских перевалов, чтобы, перевалив его достичь истока Амура. Как и следовало ожидать, через 10 км пути джипы уткнулись в болотистую, непроходимую для них местность. До истока оставалось более 50 км. Во второй половине дня 18 июля подтянулись лошади, и уже ночью с 18 на 19 июля мы стояли в нижней части долины Херлен-Гол в каких-нибудь 30 км от истока. Всю вторую половину дня 18 июля мы шли под дождём, который к вечеру превратился в сильнейшую грозу. Молнии беспрерывно били где-то рядом, а когда ты в центре грозы, то создаётся полное ощущение, что каждая из них метит в тебя. К счатью всё обошлось и уже 19 июля к вечеру мы разбивали очередной лагерь почти у Хэтийского водораздела, чтобы назавтра выйти на исток Амура. Погода весь день 19, как впоследствии и 20, 21 и 22 июля была прекрасной.

Наш лагерь был разбит в кедровой чаще на берегу холодного горного ручья. Душа пела! Как поведали нам наши монгольские друзья, мы шли по долине Херлен-Гола, на левобережье которого расположена священная для каждого монгола гора Хэнтий-Хан-Ула, или как её ещё называют

Проводник и переводчик экспедиции Арюка пьет из истока великой реки

ции хорошие любимые собаки были у троих: у Эрика Бутакова, Евгения Любимова и у меня. И в течение месяца после нашего возвращения собаки умерли у всех троих - две в Иркутске и одна в Москве. Уверен - случайность! Но мои сибирские друзья думают иначе: приняв наше подношение, Ухэр-Нойон смягчился, но гибелью собак показал нам, что нарушение запрета не может оставаться безнаказанным!»

Если бы история Рытого закончилась преждевременной смертью собак, это было бы полбеды. К несчастью, 25 февраля 2008 г. на озере Байкал трагически погиб один из первопроходцев Рытого житель Улан-Удэ -Валентин Сивяков, самый молодой и самый опытный таёжник из всех нас. Погиб нелепо, на рядовой подлёдной рыбалке на озере Байкал, где он бывал сотни, если не тысячи раз. В машине, где взорвался газовый баллон, находилось ещё двое, но смерть выбрала именно Валентина. Я до сих пор в шоке, поскольку все 13 лет нашего знакомства, Валентин Сивяков был моим другом. Поэтому мы решили вылететь в Монголию 16 июля, в первый же день после окончания годового проклятия Рытого.

В московской постоянной части команды значились: Подрябинников, Любимов, я и присоединившийся к нам Алексей Грибков. Несколько слов о Грибкове: 45 лет, предприниматель, постоянно ищет смысл жизни, посещая для этого то Тибет, то Тянь-Шань, то Париж с Миланом, занимаясь восточными единоборствами. Уверен: рано или поздно смысл жизни будет им найден, и Алексей начнёт искать что-нибудь другое. И тоже найдёт.

16 июля вечером в Улан-Батор на джипе своего друга Александра Мона-кова прибыл из Иркутска Эрик Бута-ков. Сам Александр был в этой экспедиции в почётной роли «сына полка». Нельзя не упомянуть о лучшем знатоке Монголии Юрие Кручкине, к тому же постоянно живущем в Улан-Баторе. Заочно я познакомился с ним в процессе подготовки экспедиции, очно -в аэропорту.

17 июля утром, прилетев и получив багаж, мы сразу же погрузились на джипы, два монгольских и один наш и, не теряя времени на раскачку, поехали по долине к реке Керулен к Хэнтийско-му хребту. Поздно вечером, почти перед ночью, мы остановились в южных предгорьях хребта Хэнтий в верховьях реки Керулен, проехав около 400 км. Здесь произошло событие, практически невероятное с точки зрения теории вероятностей. Когда джипы останови

Бурхан Халдун, которую регулярно перед своими завоевательными походами посещал Чингисхан, и где расположено главное обоо (жертвенный камень для поклонения духам) в Монголии. На обратном пути мы посетили эту вершину, поблагодарив духов Хэнтийских гор за хорошую погоду и доложив им о проделанной работе по открытию истоков Амура. Особенно счастлив был наш монгольский переводчик Арюка, который мало того, что волею судеб оказался причастным к географическому открытию, так ещё и смог посетить священную гору Бурхан Халдун. Но это будет на обратном пути 21 июля. А пока 19 июля мы ночуем в вековом кедровом лесу у Хэнтийского безымянного перевала и накапливаем силы для завтрашнего броска.

И день 20 июля настал. Он был солнечным, очень жарким, безоблачным. Вспомнилось, что именно 20 июля 2006 г. мне «со товарищи», удалось найти истинный исток Енисея.

И 20 же июля 2008 г. мы восстановили историческую справедливость, достигнув в 11 ч 30 мин местного времени истока Амура в Монголии. Исток Амура - верховье безымянного притока Онон-Гол в точке с координатами: 48°48'769" северной широты

35