Техника - молодёжи 2009-01, страница 4

Техника - молодёжи 2009-01, страница 4

ШЁШ

2009 №01 ТМ

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Окно в будущее

...Разбирая подшивку «ТМ» за 1938 год, наткнулся

на нечто поразительное. на обложке № 10 вместо

«1938» стояло: «1942».

Ценность подобной находки лучше всего поймут филателисты: ничто не встречается так редко и не ценится так дорого, как почтовые марки, в которых допущены ошибки. А тут - 50 тысяч опечаток!

Открываю журнал и ... всё гениальное, как всегда, объясняется просто. Спецвыпуск «1942» был посвя-щён событиям пятилетней будущности!

Это было первой, но далеко не последней, попыткой наших предшественников заглянуть в будущее, за горизонт существующих знаний. «ТМ» с первых шагов позиционировал себя как журнал мечты, журнал новых людей и новых идей. он приближал будущее, проецируя свершения дня сегодняшнего на науку и технику будущего.

Но почему именно дата 2020 выбрана прогнозной вехой? Может быть, из-за её симметрии... или потому, что и в Интернете, и в бумажных изданиях она обрела

рубежный статус, стала, своего рода, часом «4», когда надо собирать камни, ну те самые, что ныне и всегда щедро разбрасывали футурологи и прогнозисты. конечно, все они оговариваются, любая дата это не более чем условность, что предсказания могут сбыться, а могут и

не... Исключением, правда, может быть подкупающе точный план «О стратегии развития России до 2020 года» (который уже воспринимается в контексте шутки:

у нас нет кризиса, у нас программа развития на 20 лет

вперёд!).

и хотя многие ещё помнят, чем закончились стратегии типа «догнать и перегнать», «коммунизм

к 1980 году», «500 дней», читателям «ТМ» - нынешней молодёжи, которой предстоит задавать тон в науке, в технике, в новых технологиях в третьем десятилетии XXI века, будет всё же небезынтересно познакомиться с сегодняшними мнениями видных учёных, изобретателей, инженеров.

Формируя этот номер, приуроченный началу Года

молодёжи, редакция обратилась к физикам, авиацион-щикам, нанотехнологам, изобретателям, медикам

с вопросами: какими Вы видите достижения Вашей отрасли в 2020 году? Какие научно-технические прорывы претендуют, чтобы кардинально изменить жизнь в следующем десятилетии? Их статьи-ответы, помеченные значком «2020», положены в основу этого выпуска «ТМ».

в номер, как всегда, вошли далеко не все статьи, написанные по просьбе редакции нашими замечательными авторами. много интересных тем осталось, как говорят полиграфисты, «за талером». лучшее мы продолжим публиковать в следующих номерах.

Читайте, думайте и не забывайте, что будущее, как

и прошлое, рождается сегодня. Ну и, конечно же, пишите нам: и стилом, по-старинке, и по-нынешнему, электронно, на форум нашего обновлённого интернет-

портала www.technicamolodezhi.ru. Пообщаемся!

Ваш

Александр Перевозчиков, главный редактор «ТМ»

Когда сто лет назад была открыта радиоактивность, человечество даже не подозревало, что это открытие через каких-нибудь 40-50 лет радикально изменит жизнь на планете. И сегодня, как и 100 лет назад, эти сюрпризы полностью зависят от достижений самой фундаментальной из наук - физики: ядерной физики и физики элементарных частиц. Теоретики и экспериментаторы Объединённого института ядерных исследований в подмосковной Дубне - одного из крупнейших в России Международного научного центра - творят будущее своими руками. И вот какими открываются его горизонты из Дубны, посланцы которой работают в самых крупных физических центрах и научных коллаборациях мира.

для бозона

В поисках суперсимметрии

Физика высоких энергий - наиболее дорогая наука в мире, потому что ей нужны для исследований самые мощные энергетические установки. Многое с их помощью уже узнали и по-прежне-му ждут ещё многого. Но если сказать коротко, то смутные очертания картины будущего могут начать вырисовываться, начиная с конца следующего года, когда должны появиться первые результаты экспериментов на Большом адронном коллайдере (LHC - Large Hadron Collider) в Женеве.

Конечно, все надежды на будущее, причём вполне обоснованные, связаны с экспериментальным подтверждением предсказаний и гипотез физической теории. Это значит, что на Большом адронном коллайдере должны быть обнаружены пока неуловимая частица - бозон Хиггса - и суперсимметрия.

Вот какая штука с этой частицей Хиггса: она точно должна быть, без неё рушится стройная модель взаимодействий в нашем мире, называемая Стандартной моделью, но увидеть частицу пока не удавалось. «Собственно, сама Стандартная модель и есть высшее фундаментальное достижение физики высоких энергий, - объясняет главный научный сотрудник Лаборатории теоретической физики ОИЯИ профессор Дмитрий Казаков. - Для её создания, утверждения и подтверждения с пора

зительной точностью и понадобились все те ускорители, которые эксплуатировали физики в последние 25-30 лет. Экспериментальные данные не указывают практически никаких отклонений от Стандартной модели. С одной стороны, это хорошо, но начинает казаться, что ничего нового в физике за пределами этой модели нет, а это было бы противоестественно. Косвенные данные с других ускорителей говорят, что бозон Хиггса должен быть. А как можно открыть частицу? Либо прямо её увидеть, либо зарегистрировать её влияние на другие процессы. Если нет именно этой частицы, то обязательно должно быть что-то вместо неё.

Вклад ОИЯИ в Международную кооперацию на LHC: установка для подавления поперечных когерентных колебаний в LHC, установка ATLAS в туннеле LHC

2